ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Типовые образцы
организационно-методических
документов системы правовой защиты
коммерческой тайны предприятия
МЕТОДИКА
определение сведений, которые составляют
коммерческую тайну предприятия
Определение сведений, которые составляют
коммерческую тайну, является важным элементом в системе мер, осуществляемых
предприятием по защите своей экономической безопасности. Правильное и своевременное
определение таких сведений существенно повышает эффективность этой системы.
Понятие “коммерческая тайна”
юридически закрепленное в ст. 505 Гражданского кодекса Украины: “Коммерческой
тайной является информация, являющаяся секретной в том понимании, что она в целом или в
определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для
лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в
связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим
обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, принятых лицом, которое законно
контролирует эту информацию.
Коммерческой тайной могут быть
сведения технического, организационного, коммерческого, производственного и другого
характера, за исключением тех, которые согласно закону не могут быть отнесены
к коммерческой тайне”.
Исходя из данной формулировки, а
также из Закона “Об информации” различиями конфиденциальной коммерческой
информации от любой другой является то, что она:
- является собственностью
предприятия, имеет материальную (коммерческую) ценность, ее утечка может нанести
материальный ущерб предприятию, в связи с этим предприятие осуществляет мероприятия
по ее защите;
- не является государственным
секретом (хотя возможно перерастание одной категории в другую) и не защищена
авторским и патентным правом - является товаром, имеет цену, стоимость;
- обозначена
ограничивающим грифом и предприятием осуществляются мероприятия по ее защите;
- не может
до законодательства Украины скрывать негативную
сторону деятельности предприятия, способной нанести ущерб обществу.
По этим причинам, как коммерческую
тайну, целесообразно защищать только конкурентоспособную информацию (научные идеи,
новые технологии, исследовательские
образцы
изделий, продукции, тендерные предложения, услуги и т.д.), которая может принести
прибыль. Объектом исследований для определения сведений, как коммерческой
тайны, должна быть научно-исследовательская, конструкторско-технологическая,
предпринимательская, производственная, организационно-управленческая или иная деятельность предприятия.
Определение сведений, которые составляют
коммерческую тайну предприятия, предусматривает прежде всего проведение анализа
всей указанной выше деятельности предприятия для определения, например,
конкурентоспособных ГДР, производственной продукции, новых технологий, услуг, которые
предоставляются т.д. При проведении анализа важно также учесть перспективы
развития предприятия. Эту работу должны осуществлять руководители структурных
подразделений (начальники отделов, цехов, лабораторий, групп и др.) с
привлечением, при необходимости, других компетентных сотрудников предприятия.
По результатам анализа следует
определить категорию сведений, которые могут быть классифицированы как “коммерческая
тайна” и рассчитать возможный размер убытков, которые может понести предприятие
в случае утечки этих сведений, если они не будут защищены. При определении
ущерба от утечки конкретных сведений в стоимостном выражении можно пользоваться
методиками, которые существуют в экономических и финансовых структурах предприятия.
Завершить проведенный анализ и оценку размера возможного ущерба от утечки
информации следует проведением маркетинговых исследований деятельности конкурентов на
рынка идей, технологий, реализации готовой продукции, разных видов услуг и т.д.
Классификация сведений, которые
составляют коммерческую тайну, в значительной степени зависит от профиля и направления
научной, производственной, внешнеэкономической, организационной и другой деятельности
отделов, цехов, лабораторий и других подразделений предприятия, умение оценить
результаты этих видов деятельности.
Проблема определения таких сведений
и ранжирование их по степени конфиденциальности слишком сложная. Она нуждается
анализа большого объема разнородной информации о направления и виды
деятельности предприятия, его структур, партнеров, а также конкурентов. В связи
с этим от объективного, четкого и, что очень важно, своевременного определения
предмета защиты зависит сохранность важной для предприятия конфиденциальной
информации.
При определении сведений, которые
составляют коммерческую тайну предприятия, необходимо руководствоваться такими
критериям:
1. Научно-исследовательские работы и
технологии, новые виды товаров и продукции, услуги должны иметь действительную или
потенциальную ценность из коммерческих соображений. Содержащиеся в них сведения должны
иметь не только общие показатели своей исключительной важности, но и быть
относительными показателями экономической важности и конкурентоспособности, а
также иметь потребительские свойства.
2. Не требуют дополнительного
защиты и не могут быть отнесены к коммерческой тайне сведения, которые являются
государственными секретами, защищены патентным или авторским правом (примечание:
сведения, являющиеся государственными секретами, могут перерастать в категорию
коммерческих секретов, если государство снимет с них гриф секретности).
3. К коммерческой тайне могут
быть отнесены результаты исследований (конструкторских работ), которые при
внедрении их в производство повышают конкурентоспособность продукции,
выпускается предприятием.
4. В соответствии с постановлением
Кабинета Министров Украины от 9 августа 1993 года № 611 “О перечне сведений,
которые не являются коммерческой тайне”, таковыми являются:
- учредительные
документы, документы, позволяющие заниматься предпринимательской или
хозяйственной деятельностью и ее отдельными видами;
- информация по всем
установленными формами государственной отчетности;
- данные, необходимые для
проверки начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
- сведения о
численность и состав работающих, их заработной плате в целом и по профессиям и
должностям, а также наличие свободных рабочих мест;
- документы о
уплате налогов и обязательных платежей;
- информация о
загрязнение окружающей природной среды, несоблюдение безопасных условий
труда, реализации продукции, которая вредит здоровью, а также другие нарушения
законодательства Украины и размерах нанесенных при этом убытков;
- документы о
платежеспособность;
- сведения о
участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях,
обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской
деятельностью;
- сведения, которые
в соответствии с действующим законодательством относятся разглашению.
Согласно указанного Постановления
предприятия обязаны предоставлять эти сведения органам государственной исполнительной
власти, контролирующим и правоохранительным органам, другим юридическим лицам в соответствии с
действующим законодательством по их требованию.
Следует иметь в виду, что опасным
для предприятия является как несвоевременное, так и необоснованное засекречивание
коммерческой информации.
Некоторые рекомендации по подготовке и
составлению “Перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну”.
Перечень - это свод конкретных
сведений коммерческого характера, подлежащих защите, в него могут
входить:
- научно-техническая и
технологическая информация о результате научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ;
- сведения о материальном
(товарное) производство;
- информация о новые технологии;
- маркетинговая информация;
- деловая информация:
сведения о финансовой деятельности предприятия (состояние расчетов с партнерами
и клиентами, цены, задолженность, кредиты,); планы и объемы реализации производственной
продукции; планы рекламной деятельности и т.д.
- сведения о конкурентах,
партнеров и т. др.
Предложения о засекречивании
сведений, которые составляют коммерческую тайну, должны предоставляться к постоянно
действующей комиссии по коммерческой тайне.
В предложении выражается суть
вопросу, указывается наименование сведений, их краткая характеристика,
обоснование для включения к разряду “коммерческая тайна” в соответствии
мировому уровню, конкурентоспособность, экономическая польза, примерный срок
их засекречивание и жизнеспособности, а также перечень лиц, которым должен быть
разрешен доступ к данных сведений. В предложении должен быть определен
соответствующий уровень конфиденциальности сведений, подлежащих защите
(например, “КТ-строго конфиденциально”, “КТ-конфиденциально” и др.). Далее эти
сведения группируются по признакам или видами научной, производственной, торговой,
финансовой и иной деятельности и, в конце, комиссия составляет окончательный вариант
документа в виде “Перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну
предприятия”. Этот перечень докладывается руководителю предприятия,
утверждается и вводится в действие приказом по предприятию, после чего
приходится непосредственным исполнителям в части, их касающейся.
Если в процессе хозяйственной и иной
деятельности возникает необходимость выделить новые сведения, которые подлежат
защиты, руководитель структурного подразделения подает в комиссию материалы в том же
порядке, указанном в данной методике.
В работе постоянно действующей комиссии по
коммерческой тайны должны участвовать, кроме ведущих специалистов из основных
направлений научно - исследовательской, производственной, хозяйственной и управленческой
деятельности предприятия, также представители подразделений безопасности,
внешнеэкономического, патентно-лицензионного отделов, отдела информатики,
бухгалтерии и др.
“Перечень сведений, которые составляют
коммерческую тайну предприятия” является юридическим документом, который фиксирует право
предприятия на защиту своих коммерческих секретов. Он дает право в
установленном законодательством Украины порядке (в том числе через судебные органы)
требовать возмещения нанесенных материальных убытков или упущенной выгоды в
случае, если предусмотренные “Перечнем сведений, при нарушении установленного на
предприятии порядке, были разглашены лицом, которому они были поручены, или
потеряны или переданы конкурентам.
Подразделение безопасности предприятия
Методика есть
обязательным документом, которым руководствуются все сотрудники предприятия,
привлекаются к работе по классификации сведений как коммерческой тайны.
/гриф конфиденциальности/
Приложение № 2 к приказу
№________от____________20__р