Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА ОБИТАНИЯ

 

УРОК № 60

 

Тема. Историческое развитие животного мира. Мезозойская эра, Кайнозойская эра.

Цель: ознакомить учащихся с основными событиями мезозойской и кайнозойской эр.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяют иллюстрировать основные события мезозойской и кайнозойской эр.

Базовые понятия и термины: мезозойская эра, кайнозойская эра.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

И.Организационный этап

II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

На которые эры и периоды ученые подразделяют историю развития жизни на Земле?

ІІІ.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Мезозойская эра

Мезозойская эра включает три периода - триасовый, юрский и меловой. В триасовый период на Земли преобладал континентальный, засушливый климат. Поэтому господствующее положение занимали голосеменные и пресмыкающиеся, которые имели ряд приспособлений для выживания в неблагоприятных условиях недостатка влаги.

Широкое распространение голосеменных объясняется тем, что в условиях засушливого климата они имели ряд преимуществ перед папоротниками.

Среди животных широкое распространение получили плазуни. их появление было обусловлено рядом ароморфозів: внутренним оплодотворением, плотными оболочками и запасом питательных веществ в яйце, роговыми покровами тела, более совершенными дыхательной и кровеносной системами.

В триасовый период произошло важное для последующей истории Земли событие - появились первые примитивные млекопитающие.

В юрский период климат становится более влажным и теплым, развивается мощная растительность. Деревья достигают огромных размеров, например секвойи. Бурное развитие растительности в юрский период обеспечивал хорошую кормовую базу, что и обусловило появление гигантских пресмыкающихся. Бронтозавр, например, достигал в длину 20 м, а диплодок - 26 м. Эти огромные животные питались сочной водной растительностью. Большое массивное тело ограничивало возможности их передвижения по суши.

В водоемах жили іхтіозаври и плезіозаври. Плезіозаври достигали от 0,5 до 15 м в длину, имели ласты, широкое плоское тело и маленькую голову на длинной шее. Питались они рыбой и мелкими водными животными.

В юрский период появляются летающие пресмыкающиеся: рамфоринхи и птеродактили. Первые имели длинный хвост и узкие крылья, а вторые - широкие крылья и короткий хвост. Эти животные жили на побережьях и питались преимущественно рыбой.

В меловой период произошло резкое изменение климата в результате рассеивания облаков и увеличение количества солнечной радиации. Вследствие этого сократилась численность папоротников, голосеменных, появились первые покрытосеменные растения.

Древние пресмыкающиеся были предками птиц и млекопитающих.

Эволюцию и распространение птиц обусловили такие ароморфози: появление чотирикамерного сердца и теплокровності, перья, более развитой нервной системы (увеличение размеров больших полушарий и появление коры головного мозга), увеличение запасов питательных веществ в яйце и формирование известковой оболочки.

Предками млекопитающих считают древних звірозубих пресмыкающихся. От этих животных отделилась группа мелких пресмыкающихся, которые имели постоянную температуру тела, рожали живых детенышей. От них и пошли первые млекопитающие, напоминающие крыс, ежей.

Среди ароморфозів, которые обусловили появление млекопитающих, следует отметить появление чотирикамерного сердца, волосяного покрова, благодаря которому усовершенствовалась терморегуляция, возникла теплокровність, произошло развитие нервной системы, особенно крупных полушарий и коры головного мозга; живорождения и вскармливания детенышей молоком. Эти изменения обеспечивали выживание и расселение потомства, господство млекопитающих на Земли.

В конце мезозойской эры, в меловой период, наблюдалось массовое вымирание животных. По подсчетам ученых, в конце мелового периода вымерло 17 % семей и 45 % родов живых организмов, в том числе и динозавры. Существует немало гипотез о причины вымирания динозавров, одни из них - эволюционные, другие - катастрофические.

Эволюционные гипотезы объясняют вымирание динозавров постепенно действующими причинами - изменением климата, растительных сообществ. Согласно этой гипотезе изменение климата на жаркий и сухой способствовала массовому вымиранию растений. Уменьшение количества растительного пищи привело к вымиранию травоядных, а затем и хищных животных.

В соответствии до гипотезы катастроф, Земля столкнулась с небольшим астероидом или крупным метеоритом, что повлекло повышение заилення атмосферы. Пыль затруднял процесс фотосинтеза, начали вымирать растения, а затем и животные.

2. Кайнозойская эра

Кайнозойская эра началась около 70 млн лет назад. Она включает три периода: палеоген, неоген и антропоген, что продолжается и до сих пор. Все крупные таксоны организмов возникли в предыдущие эры.

Господствующее положение в кайнозое занимают покрытосеменные растения, насекомые, костные рыбы, птицы, млекопитающие. Уже в начале эры растительность становится близкой к современной, широко распространяются покрытосеменные растения.

Изменение климатических условий в течение кайнозойской эры вызвало изменение характера растительности, вслед за ней менялся и животный мир.

В кайнозое особенно интенсивно протекает эволюция насекомых. Насекомые заселяют разные среды обитания, у них формируются приспособления к жизни в различных экологических условиях: различные типы окраски и формы тела, особенности строения конечностей, ротового аппарата, развитие с полным и неполным превращением.

В кайнозое по всему земному шару широко распространяются птицы.

Еще в меловой период появились яйцекладні, сумчатые и плацентарные млекопитающие.

В течение кайнозойской эры одни виды заменялись другими. В период наступления ледника (более 1 млн лет назад) появились гигантские животные, которые к теперіїпнього времени вымерли. К ним принадлежали, например, мамонт и шерстистый носорог. Среди наиболее крупных животных можно назвать безрогого носорога, достигал в высоту 5 м, мастодонта - из отряда хоботных, большеротого оленя.

В кайнозойскую эру господствующее положение занимают костные рыбы, насекомые, птицы, млекопитающие, покрытосеменные растения. Эти группы организмов появились еще в палеозойскую и мезозойскую эры.

В кайнозойскую эру растительный и животный мир вступает современного вида.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 255-256, затем они читают текст на с. 255-256.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 5, 6 на с. 256.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 84-85].

V.Самостійна работа учащихся

Школьники выполняют задания рубрики «Готовимся к тематическому оцениванию» на с. 257. Затем они знакомятся с рубриками «Украина. Охрана природы» и «Наука и ученые» на с. 256.

В тетради [3, с. 84-85] ученики выполняют задания.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 57, с. 255-256, прочитать выводы на с. 258.

В тетради [3, с. 84-85] выполнить задание.