Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Анархизм (политические концепции). Критиками политических доктрин либерализма (кроме социалистов и коммунистов) были и представители политических концепций анархизма, среди которых самыми заметными являются фигуры М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина и Же. Сореля.

Макс Штірнер (настоящее имя Каспар Шмидт) (1806-1856) выступал с крайних идеалистических и эгоистических позиций. Он называл себя смертельным врагом государства, в которой есть только альтернатива: она или я. Собственность для него лишь то, что в его воле. Итак, основное кредо М. Штирнера: "Для меня нет ничего выше Меня".

Пьер Жозеф Прудон (1809 - 1865), депутат национального собрания Франции, отрицал любую государственность как основное общественное зло, не одобрял идею классовой борьбы, а важнейшим условием свободы личности считал мелкую собственность. Его идеал - общественная ассоциация мелких собственников, которые бы имели равную по размерам собственность. П. Прудон отрицал коммунистическое и капиталистическое общество, отстаивая "третью форму общества" как синтез общности и собственности. Этот идеальное состояние он и называл анархией.

По мнению П. Прудона, надо свергнуть буржуазное государство, ликвидировать центризм и общенациональную власть, заменив их федерацией самостоятельных территориальных единиц на основе соглашений между ними. Такие территориальные единицы могут образовывать любые группы населения: расы, национальности, города и т.д.

Организация общества на принципах коммунального устройства должна иметь "аполитичный" характер и не предусматривать разделения на властителей и подчиненных. А вместо политики должно появиться научная организация общества, где законодательная власть должна принадлежать ума, а исполнительная - народа как блюстителю закона. Именно поэтому П. Прудон писал о "научный социализм", который должен победить ненасильственным путем при условии становления рабочего класса как движущей силы прогресса.

Русский теоретик анархизма Михаил Бакунин (1814 - 1876) призвал к полному уничтожению государства, церкви и частной собственности, установление коллективной и невидимой диктатуры", создание комитетов общественного спасения. Основные положения его концепции изложены в произведении "Государственность и анархия" (1873). Пытался воплотить свои идеи в жизнь, принимая участие в нескольких вооруженных восстаниях, а на склоне лет убедился в утопичности своих идей.

Французский анархист Жорж Сорель (1847 - 1922), увлекшись марксизмом, постепенно перешел к его критике. Сформулировал политическую доктрину синдикализма (от фр. syndicat - профсоюз) и стал признанным лидером и идеологом одноименного движения, сотрудничая с Всеобщим конфедерацией труда, основанной в 1895 г.

Он отрицал демократию, парламентаризм, социализм - все, что было обозначено государственностью, считал, что после смерти К. Маркса и Ф. Энгельса и утверждение либеральной демократии марксизм находится в кризисном состоянии, а преемники К. Маркса и Ф. Энгельса исказили их учения. Главным методом революционной борьбы считал насилие, средством перманентной мобилизации масс - всеобщая забастовка, фактором объединения их революционные мифы, энтузиазм, новую революционную мораль. Однако результаты Октябрьской революции в России сделали его пессимистом. А в историю Же. Сорель вошел как основатель доктрины анархо-синдикализма, с которой, бесспорно, нужно ознакомиться, чтобы иметь представление о полном спектре и эволюцию политической мысли мира.

Следовательно, анархизм является комплексом довольно разнообразных политических течений, настроений и ориентаций, которые существенно влияют на политические процессы, особенно в переломные моменты истории. Анархические течения и связанная с ними практика основываются на культе индивидуалистического бунтарства.

Однако анархизм в целом неспособен к масштабных политических действий, не говоря уже о длительном осуществления власти в обществе.

Мамут Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. - М., 1989.

В. Бебик