ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
УРОК № 60
Тема. Составление текстов различных стилей и жанров (практическая работа)
Цель: совершенствовать умения и навыки работы с текстом: извлекать и преобразовывать необходимую информацию; осмысливать структуру, содержание и языковые особенности текстов разных жанров и стилей, создавать их самостоятельно; развивать способности правильно выражать свои мысли, организовывать свою и чужую речевую деятельность; воспитывать культуру речи.
Оборудование: текст «Рідна земля», задания для групп.
ХОД УРОКА
Хлеб — посох жизни.
Английская пословица
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Лексическая минутка.
• Разучите скороговорку.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
IV. ОСОЗНАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
1. Коллективная работа с текстом.
• Переведите текст на русский язык (устно); определите его стиль и тип речи; сформулируйте главную мысль текста.
Рідна земля
Тарас Шевченко хліборобську долю вимірював на пропахлій чорноземом ріллі розміреними кроками в ранковий туманець, крізь який падало з його рук золоте зерно, лягаючи в розпушену землю. Хай буйним зелом красується вона в степовому привіллі поряд з давньою могилою. Ніхто ще не наважувався розорювати її або розкопувати. Бо перекази розповідають, що хто ступить на неї з такими намірами, той почує дивний голос, який невідступно супроводжуватиме порушника звичаїв. Хай добром красується засіяна нива і не марнується хліборобська доля, вітрами бита, дощами омита.
(І. Пільгук)
2. Работа в группах.
• Составьте тексты разных стилей на тему «Бережное отношение к хлебу».
1 группа
Диалог родителей с детьми.
2 группа
Технология приготовления хлебобулочного изделия.
3 группа
Объявление о конкурсе кулинарных талантов в школе.
4 группа
Заметка в газету.
5 группа
Миниатюра «Солнечный каравай» с использованием сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными.
3. Проверка результатов работы в группах.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Написать миниатюру «Монолог родственника (обывателя, интеллигента, политика, корреспондента)» на тему «Кому нравится инфляция?».
2. На тему «Стили речи» подготовить:
1) выступление на ученом совете;
2) статью в научно-популярный журнал;
3) выступление на заседании «круглого стола».