РАЗДЕЛ II
РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
ТЕМА 12
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
12.3. Анализ
логистических затрат предприятия
Логистика - один из новых научных
направлений в теории и практике маркетинга, что характеризует рациональную
организацию взаимодействия снабжения, производства, распределения, транспортировки и
потребление готовой продукции. Она исследует указанные выше функции из системных
позиций.
К наименее изученному вопросу в
логистике относятся расходы, которые образуются в сфере ее деятельности (логистические
расходы). По своему экономическому содержанию логистические издержки частично совпадают с
издержками производства, транспортными расходами, расходами хранения, и другими
составляющими издержек обращения.
В масштабе отдельно взятой фирмы
логистические расходы исчисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном
выражении, в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой
продукции, в процентах от стоимости чистой продукции. Последняя определяется или
как валовая продукция за вычетом материальных затрат и амортизационных
отчислений, либо как сумма заработной платы, затраченной на создание продукции, и
прибыли предприятия от продажи произведенного товара.
Импульсом к анализу логистических
расходов в странах СНГ стала нестабильность экономического положения.
Анализ показывает, что в моделях управления
запасами используются четыре вида логистических расходов: на закупку;
составления; перевозки; потери от дефицита и иммобилизации оборотных средств в
запасах. Каждый вид расходов имеет сложную структуру.
В табл. 12.1 приводится классификация
логистических затрат. Как показали исследования, их надо калькулировать по
типосорторозмірами материалов, комплектующими изделиями, деталями незавершенного
производства и готовой продукции. Затем их необходимо группировать по
номенклатурным группам, видам запасов по месту нахождения и функциями,
выполняются, а также за миссиями сферы логистики. Новый подход относительно исчисления
расходов заключается в разработке «миссий», то есть определении целей, которые должны быть
достигнуты логистической системой в рамках определенной ситуации.
Комплексный подход к развитию
логистики меняет концепцию ее расходов. В этой ситуации калькуляция затрат
осуществляется не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный
результат, когда сначала определяются объем и характер работы логистической
системы, а затем расходы, связанные с ее выполнением.
В западных странах затраты
классифицируют так:
- когда предприятие приобретет
средство производства, цена покупки составляет расход предприятия;
- если происходит выплата
денег из кассы банковского или других счетов предприятия - это называется
платежом;
- в случае использования того или
другого производственного фактора (природных ресурсов земли, ресурсов человеческого труда,
предпринимательских способностей, капитальных благ - речь идет о расходах
предприятия.
Таким образом, калькуляция затрат
рассматривается, с одной стороны, как система, определяющая общие затраты на
логистику в соответствии с ее целями (выходов), а с другой как сумма расходов,
связанных с выполнением традиционных функций логистики (входов). При этом
расходы по «выходам» и «входах» согласуются между собой.
Различие между ориентацией на
«конечный результат», основанной на идее миссии и ориентацией на «вход»
основывается на функциональном подходе, схематически показана на рис. 12.1 (в
грн./ед.).
Калькулюючи расходы по методу
«миссий» фирма с помощью вышеупомянутой матричной модели, используя
специалистов информационной логистики, отобрать и идентифицировать расходы во
конкретные модели управления запасами.