Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ II

РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

ТЕМА 12

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

12.3. Анализ логистических затрат предприятия

 

Логистика - один из новых научных направлений в теории и практике маркетинга, что характеризует рациональную организацию взаимодействия снабжения, производства, распределения, транспортировки и потребление готовой продукции. Она исследует указанные выше функции из системных позиций.

К наименее изученному вопросу в логистике относятся расходы, которые образуются в сфере ее деятельности (логистические расходы). По своему экономическому содержанию логистические издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными расходами, расходами хранения, и другими составляющими издержек обращения.

В масштабе отдельно взятой фирмы логистические расходы исчисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении, в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции, в процентах от стоимости чистой продукции. Последняя определяется или как валовая продукция за вычетом материальных затрат и амортизационных отчислений, либо как сумма заработной платы, затраченной на создание продукции, и прибыли предприятия от продажи произведенного товара.

Импульсом к анализу логистических расходов в странах СНГ стала нестабильность экономического положения.

Анализ показывает, что в моделях управления запасами используются четыре вида логистических расходов: на закупку; составления; перевозки; потери от дефицита и иммобилизации оборотных средств в запасах. Каждый вид расходов имеет сложную структуру.

В табл. 12.1 приводится классификация логистических затрат. Как показали исследования, их надо калькулировать по типосорторозмірами материалов, комплектующими изделиями, деталями незавершенного производства и готовой продукции. Затем их необходимо группировать по номенклатурным группам, видам запасов по месту нахождения и функциями, выполняются, а также за миссиями сферы логистики. Новый подход относительно исчисления расходов заключается в разработке «миссий», то есть определении целей, которые должны быть достигнуты логистической системой в рамках определенной ситуации.

Комплексный подход к развитию логистики меняет концепцию ее расходов. В этой ситуации калькуляция затрат осуществляется не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный результат, когда сначала определяются объем и характер работы логистической системы, а затем расходы, связанные с ее выполнением.

В западных странах затраты классифицируют так:

- когда предприятие приобретет средство производства, цена покупки составляет расход предприятия;

- если происходит выплата денег из кассы банковского или других счетов предприятия - это называется платежом;

- в случае использования того или другого производственного фактора (природных ресурсов земли, ресурсов человеческого труда, предпринимательских способностей, капитальных благ - речь идет о расходах предприятия.

Таким образом, калькуляция затрат рассматривается, с одной стороны, как система, определяющая общие затраты на логистику в соответствии с ее целями (выходов), а с другой как сумма расходов, связанных с выполнением традиционных функций логистики (входов). При этом расходы по «выходам» и «входах» согласуются между собой.

Различие между ориентацией на «конечный результат», основанной на идее миссии и ориентацией на «вход» основывается на функциональном подходе, схематически показана на рис. 12.1 (в грн./ед.).

Калькулюючи расходы по методу «миссий» фирма с помощью вышеупомянутой матричной модели, используя специалистов информационной логистики, отобрать и идентифицировать расходы во конкретные модели управления запасами.


Таблица 12.1

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ

 

Функции

сферы

логистики

Виды и разновидности логистических расходов

Место образования затрат

И. Закупка

1. Стоимость предметов закупки. Цена при закупке может зависеть от скидок, которые предоставляются в зависимости от:

а) количества предметов, закупаемых на один заказ;

б) общей стоимости заказа по нескольким позициям, которые выдаются в одном поставщику;

в) поры года, в которые делается заказ.

2. Расходы по оформлению заказа на закупку материальных ресурсов.

3. Транспортные расходы и расходы по приемке грузов.

4. Расходы на хранение производственных запасов:

а) стоимость капитала, инвестированного в производственные запасы;

б) складские расходы (складские площади, энергоснабжение, персонал);

в) налоги и страховые сборы, зависящие от стоимости производственных запасов;

г) падение ценности производственных запасов из-за старения, порчи, кражи, инфляцию

Отделы и склады материально - технического снабжения, внешней комплектации и кооперации.

II. Производство

1. Расходы, вызванные отсутствием запасов незавершенного производства:

а) утраченный производственное время или сверхурочные работы, вызванные отсутствием важного для производства материала, деталей или другого ресурса;

б) при заказе для производства недостающих деталей незавершенного производства образуются затраты на оперативное налаживание оборудования.

2. Расходы на оформление заказа на производство деталей, которых не хватает:

а) транспортные расходы на внутризаводское перемещение деталей;

б) расходы по приему деталей незавершенного производства

3. Расходы на хранение деталей незавершенного производства:

а) стоимость капитала, инвестированного в незавершенное производство;

б) складские расходы (складские площади, энергоснабжение, персонал);

в) налоги и страховые сборы, зависящие от стоимости незавершенного производства;

г) падение ценности деталей из-за старения, порчи, кражи

Производственный отдел и его заготовчі, производственные и сборочные цеха

III. Сбыт

1. Расходы, вызванные отсутствием запасов готовой продукции:

а) стоимость отслеживания отложенных заказов на готовую продукцию, которой не оказалось на составе;

б) расходы, связанные с частичным или срочным отгрузками в адрес клиентуры;

в) потерянный объем сбыта или даже утраченные клиенты.

2. Расходы на хранение запасов готовой продукции:

а) стоимость капитала, инвестированного в запасы готовой продукции;

б) складские расходы (складские площади, энергоснабжение, персонал);

в) налоги и страховые сборы, зависящие от стоимости запасов готовой продукции;

г) падение ценности запасов готовой продукции из-за старения, порчи, кражи.

3. Расходы оформления заказов:

а) конторские расходы по оформлению заказов на отгрузку;

б) транспортные затраты и расходы при отгрузке грузов

Отдел маркетинга и

его склады готовой продукции.


 

Рис. 12.1. Функции и миссии сферы логистики