Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Раздел II

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ

 

 

Тема 5

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТРЕРАПІЯ

 

Отличительные черты психологического консультирования и психотерапии.

Принципы психологического консультирования семьи.

Механизмы психологической коррекции семейных отношений.

Особенности использования методов и приемов семейного консультирования.

Целесообразность применения семейной психотерапии.

Принципы и стадии процесса семейной психотерапии на основе различных подходов.

 

Психологическая помощь семье чаще всего подается через типологическое консультирование или психотерапию, направленные на решение психологических проблем семьи с помощью структурированного диалога между консультантом и клиентом. При этом под психологическим консультированием понимают прежде всего воздействие, направленное на коррекцию межличностных отношений в семье. Психотерапия ориентирована в основном на решение глубинных личностных проблем, которые коренятся в большинстве ситуаций клиента, возникающих в межличностных отношениях с другими членами семьи. В зависимости от ориентации психологической помощи различают такие виды психологического консультирования семьи [1]:

• супружеская;

• совместное детей и родителей;

• родителей по поводу проблем детей;

• семьи, один из членов которой серьезно болен (соматически или психически);

• тех, кто вступает в брак;

• тех, кто разводится.

Консультирование классифицируются также по продолжительности (разовая, краткосрочная, длительная) и характером помощи (просветительско-рекомендательная, диагностическая, собственно психологическая консультация) [10].

Основная цель психолога, который осуществляет консультирования - помочь клиенту найти пути и средства разрешения проблем, связанных с затруднениями в межличностных отношениях с членами семьи.

Для того чтобы достичь этой цели, психолог должен решить следующие задачи [3; 15]:

• разобраться в сути проблемы, помочь клиенту снять эмоциональное напряжение, лучше осознать ситуацию, применяя рефлексивное выслушивание клиента;

• расширить представление клиента о себе, проблемную семейную ситуацию, окружающую действительность в целом, в результате чего он начинает по-новому видеть и оценивать ситуацию, пытается найти альтернативные варианты поведения в ней;

• помочь клиенту взять на себя ответственность за свой “вклад" в семейную ситуацию;

• поддержать у клиента веру в себя, готовность реализовать выявленные способы преодоления семейных проблем прежде всего через изменение собственного отношения к ним и собственного поведения.

Решить эти задачи возможно, придерживаясь определенных принципов [1; 5]:

добровольности, что означает собственное желание клиента обратиться к психологу и, следовательно, ориентацию его на восприятие психологической помощи;

конфиденциальности, то есть запрета передавать информацию другим лицам без согласия клиента (за исключением случаев, когда речь идет об угрозе жизни и здоровью или клиента, или других людей, о чем клиент предупреждается сразу);

доброжелательности, емпатійного отношение к клиенту, умение внимательно и активно слушать другого человека, проявляя к нему уважение, заинтересованность в его судьбе;

безоцінного отношение к клиенту, умение принять его таким, какой он есть, оценивая, но не осуждая его нормы и ценности, жизненные правила, поскольку расширить представление человека об окружающей среде можно, опираясь только на собственные представления;

отказа от советы, от того, чтобы брать на себя ответственность за все, что происходит в семье клиента, в противном случае у клиента вместо активного попытки решить проблему может сформироваться пассивное отношение к ней; при этом любые неудачи могут приписуватись консультанту, что подрывает его авторитет;

избежание дружеских отношений с клиентом с целью сохранения объективной и отстраненной позиции, необходимой для эффективного решения проблем клиента;

правоты, невозможности списать неуспешное консультирование на неправильную игру клиента, его упрямство, неточное толкование проблем и т.д.

В результате психолог-консультант создает атмосферу доброжелательного доверия и как компетентніша в проблеме человек (благодаря профессиональной обучаемости) помогает клиенту найти пути ее решения, преодолеть трудности семейной жизни.

Психолог Ю. Алешина [1] выделяет несколько групп методов и приемов психологического консультирования семьи: общие навыки психологического воздействия; неспецифические приемы работы консультанта; специальные приемы и методы психологического консультирования.

Общие навыки психологического воздействия связаны прежде всего с соблюдением правил ведения консультативного приема на основе этических и профессиональных норм и принципов. При этом вербальная и невербальная поведение психолога помогает создать благоприятный психологический климат беседы, конструктивно проанализировать ситуацию, выяснить истинные причины возникновения проблемы, сформировать у клиента уверенность в действенности психологических рекомендаций и желание воспользоваться ими. Недостаточное овладение психологом соответствующими навыками консультационной беседы может привести к типичных ошибок [1; 10]:

• не установлено необходимого психологического контакта, что препятствует созданию атмосферы доброжелательности и доверия;

• переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности, представление рекомендаций, что игнорируют мотивы и интересы клиента;

• авторитарность в отношении собеседника, навязывание ему своего мнения, неумение выслушать, создания препятствий для разъяснения и обоснования клиенту своего взгляда;

• отношение клиенту прямых вопросов с целью получения информации для проверки своей точки зрения, когда мотивы расспросы не понятные собеседнику;

• жесткая приверженность предварительно сформулированной гипотезе и “подталкивание" собеседника к ней путем проставления соответствующих вопросов.

Неспецифические приемы работы психолога-консультанта предполагают использование различных техник и заданий, направленных на решение задач психологического консультирования независимо от его целей.

Например, домашние задания клиентам (ведение дневника самонаблюдения; задачи, которые предполагают беседы на заданные темы, что их должны вести члены семьи в течение определенного времени; задача фиксировать по заданному плану положительных и отрицательных реакций на действия других членов семьи; задачи применять определенное время те формы общения, отсутствие которых привело к сложной семейной ситуации) помогают им закрепить позиции и навыки, усвоенные во время консультирования.

Вопросы, сформулированные так, чтобы ответ на них предполагала изменение позиции клиента в его проблемы (например, рассказать о семейные отношения с точки зрения другого члена семьи), стимулируют развитие более широкого представления клиента о ситуации.

Аналогичный эффект дает использование “техники парафраз”, что заключается в перефразовуванні жалобы клиента с целью уменьшения ее негативного звучания, придания ей положительного оттенка (например, жалобу на непослушание ребенка можно трактовать как проявление самостоятельности ребенка, что очень важно для ее будущей жизни).

Специальные приемы и методы психологического консультирования направлены на решение конкретных задач семейного консультирования. Так, использование “техники списков” основывается на том, что важным показателем благоприятного семейного климата является совместное проведение досуга, что вызывает удовлетворение членов семьи. Задача консультанта - найти у супругов общие интересы и ориентировать их на выполнение общего дела, обсудив и устранив все возможные препятствия и трудности. С этой целью, предварительно объяснив супругам, что и зачем каждый будет делать, психолог предлагает каждому из них записать на отдельном листе бумаги то, что его было бы интересно и приятно делать на досуге.

0тримавши от супруги два списка, консультант пытается найти общие дела, которые супруги могли бы делать вместе в ближайшие дни, а если общих интересов практически нет, предложить компромиссный вариант.

Аналогично применяют технику контрактов”, когда супруги (или другие члены семьи) на отдельных листах записывают требования и пожелания относительно друг друга.

Схема процесса психологического консультирования предусматривает семь фаз (рис. 5.1).

 

 

Рис. 5.1. Схема процесса психологического консультирования (по Г. Кленером [5])

 

Первая фаза - создание климата, что обеспечивает успешное консультирование путем выражения психологом позитивных установок на клиента, убеждение его в искренней заинтересованности в решении проблемы и желании помочь.

Вторая фаза - создание своеобразного “катарсиса", который возникает вследствие того, что клиенту предоставляется возможность высказаться по проблеме, освободиться от негативных эмоций.

Третья фаза - устранение (по возможности) деструктивного фона через осмысление проблемы и переориентации клиента на положительное, что есть в этой ситуации.

Четвертая фаза - постановка консультантом диагноза, т.е. выяснение причины обращения клиента в консультацию, о чем клиенту не сообщается.

Ппятая фаза - психолог помогает клиенту самостоятельно поставить диагноз проблемной ситуации.

Шестая фаза - клиент должен осознать имеющиеся варианты решения проблемы и выбрать один из них. При этом все решения клиент должен принимать самостоятельно, потому что только тогда он будет чувствовать себя ответственным за собственные поступки и не откажется от принятого решения в случае трудностей, которые возникнут.

Седьмая фаза - закрепление мотивации по выполнению принятого решения.

Эта схема может меняться в зависимости от продолжительности и характера консультирование.

Консультации просветительско-рекомендательного характера основываются на психодиагностике клиента, членов его семьи и осуществляются в основном для молодых людей, вступающих в брак, молодых семей в период адаптации, родителей, которые испытывают трудности в воспитании детей.

Такое консультирование происходит поэтапно:

1. Знакомство с клиентом, установление психологического контакта с ним с целью укрепления его мотивации относительно психологического консультирования.

2. Начало консультативной беседы, когда клиент называет причину обращения в консультацию, то есть жалобу, в структуру которой входят [12]:

локус жалобы - субъектный (на кого жалуется клиент: на ребенка; на супружеские отношения; на семейную ситуацию в целом; личные проблемы; на третьих лиц, имеющих отношение к семье) и объектный (на что жалуется клиент: на нарушения здоровья; на ребенка или других членов семьи; на ролевое поведение членов семьи, что не соответствует их возраста, пола, статуса; на индивидуально-психологические особенности членов семьи; на психологический климат в семье; на объективные жизненные обстоятельства);

самодиагноз - объяснение клиентом причины семейных трудностей, что косвенно свидетельствует об отношении к ним клиента и их возможное источник, о его представление о себе и семейные взаимоотношения;

проблема клиента - клиент говорит, что хотел бы изменить, но не может или не уверен в правильности своих действий;

запрос - формулировка того, на какую помощь рассчитывает клиент (эмоциональную поддержку, предоставление информации, формирование позиций, научиться влиять на членов семьи и т.п.).

На этом этапе психолог осуществляет первичную диагностику, то есть составляет впечатление о клиента на основе анализа его вербального и невербального поведения, что дает возможность выявить явный и скрытый смысл жалобы, ее подтекст, отношение к лицу, на которое клиент жалуется, к консультанту.

При этом консультанта клиент может считать союзником, который способен помочь в решении семейных проблем, или лицом, на которую можно переложить ответственность за сложную ситуацию.

Клиент может также быть ориентирован прежде всего на то, чтобы установить определенные отношения с консультантом, а не изменить ситуацию, с которой он обратился к консультанту.

В результате первичной диагностики психолог определяет возможность предоставления клиенту психологической помощи или направляет его к другим специалистам, выдвигает первоначальную гипотезу о сущности проблемы клиента и его семьи.

3. Психодиагностическое обследование клиента. Осуществляется на основе результатов первичной диагностики с использованием методик, с помощью которых диагностируют особенности личности того, кто получает консультацию, членов его семьи, семейных отношений и т.д. (см. тему 4).

4. Заключительная часть консультирования. По результатам психодиагностического обследования в активном взаимодействии с клиентом психолог ставит психологический диагноз причин проблемной ситуации, составляет прогноз развития семейных отношений, составляет программу действий по профилактике и разрешению проблемных семейных ситуаций, а клиент мотивируется на реализацию принятого решения в практике семейных отношений.

Консультации, имеющие собственно психологический характер, связаны прежде всего с коррекцией установок, отношений, поведения клиента. При этом психолог может использовать специальные техники (например, элементы психодрамы), направленные на расширение представлений клиента о себе и семейную ситуацию. В таком консультировании выделяют первичный прием, когда психолог выслушивает жалобы клиента, определяет его проблему при помощи определенных психодиагностических процедур, а также цели и задачи дальнейшей работы.

На втором этапе консультирования клиент привлекается к активному и глубокого осмысления своих проблем. С этой целью психолог использует специальные упражнения и задания, при выполнении которых выясняют

ся чувства, переживания клиента, проигрываются различные альтернативные варианты взаимоотношений клиента с членами семьи с целью подготовки его к изменениям своего поведения.

На заключительном этапе консультирования психолог подводит итоги проделанной работы, отмечает достижения клиента, поощряя его на дальнейшие конструктивные шаги.

В случае необходимости (и желания клиента) осуществляется психологическая коррекция глубинных личностных проблем клиента, повлекшие его семейные трудности. Механизмами психологической коррекции являются базисные и психотехнические средства (организация общения, моделирование опыта реальной жизнедеятельности, практики новых социальных отношений, совершенствование механизмов переживаний, ощущения и т.д.) и специальные психотехнические действия (техника безоцінного, емпатійного слушания, техника психодрамы и др.).

Такая психологическая коррекция семьи (чаще всего связана с медицинской психологией) требует от психолога особых навыков: наблюдения, позволяющие фиксировать осознаваемые и неосознаваемые эффекты семейных взаимоотношений; концептуальных, с помощью которых происходит теоретическое осмысление идентифицированных семейных проблем; исполнительных, позволяющие оптимально влиять на процесс семейного взаимодействия [10]. Указанные навыки вырабатываются во время специальной подготовки, овладение основами семейной психотерапии, под которой следует понимать комплекс терапевтических методов и приемов, направленных на лечение пациентов через семью, а также на оптимизацию семейных отношений [14].

При этом психотерапия супружеских отношений может основываться на модели Дж. Доминиана [3], в принципиальных положений которой относятся:

• брак состоит из комплекса отношений (физических, эмоциональных, социальных, интеллектуальных, духовных), каждый из который может быть нарушен;

• брак имеет собственный жизненный цикл, и на определенных фазах его развития могут возникнуть определенные проблемы (см. тему 1).

В семейной психотерапии существует несколько подходов, самыми известными из которых являются следующие [14]:

психодинамическое, что основывается на анализе неосознаваемых желаний и психологических проблем, пережитых на ранних этапах онтогенеза; достижении инсайта - осознание того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на семейные отношения, возникновение неврозов и неконструктивной поведения членов семьи;

эклектичный, что интегрирует методы и приемы личностно-ориентированной и поведенческой терапии, методы, основанные на лечебном эффекте внушения (аутогенная тренировка, медитация, гипноз);

системный, который основывается на предположении, что причины психологических проблем и их решения неразрывно связаны с характеристиками функционирования семьи как целостной структуры.

Именно этот подход, как отмечает Е. Эйдемиллер [15], считают сейчас одним из самых перспективных, экономически целесообразных, терапевтически эффективных направлений в семейной психотерапии. Системная семейная терапия целесообразна для семей, члены которых не отчуждены друг от друга, а объединены эмоциональными и личностными “симбиотическими связями" [10], приводят к острых и хронических конфликтных отношений, неврозов, психосоматических заболеваний.

Нецелесообразно осуществлять системную психотерапию при наличии в семье детей дошкольного возраста; ригидности жизненных установок членов семьи, особенно связанных с их переломным возрастом; устойчивых отклонений характера у кого-то из членов семьи в виде істероїдної, епілептоїдної и паранойяльної психопатий; временных психотических состояний [14].

Семейный психотерапевт, работая с семьей на основе системного подхода, руководствуется следующими принципами [2; 7-10]:

• терапевтическое воздействие направляется на семью как единый организм;

• любые внутрисемейные нарушения считаются результатом семейных отношений, а не персональной виной;

• особенно выделяется положительное значение семейных проблем как сигналов о необходимости оказания помощи (видимо, поэтому В. Сатир [11] называет семейные проблемы “болью семьи");

• запрещается устанавливать сепаратные отношения отдельных членов семьи с терапевтом; члены семьи не должны иметь секреты друг от друга.

В системной семейной терапии выделяют три стадии [11]. Первая стадия - сбор информации, когда психотерапевт выясняет, что собственно члены семьи хотят каждый для себя и для семьи в целом, как, по их мнению, должна функционировать семейная система, определяет текущий семейное положение с целью выявления ресурсов, которые имеет семья в этот момент; что пока делает невозможным достижение желаемого состояния. На этой стадии члены семьи приобретают такого опыта, что может стать моделью их будущего поведения. Это достигается формированием у членов семьи ощущение уверенности в себе и в терапевті как надежному посреднику; осознанием членами семьи процесса, в результате которой они оказались в сложной семейной ситуации; установлением соответствия между ощущениями каждого члена семьи и их вербальным выражением; определением точек соприкосновения чувств, желаний членов семьи, способов координации ощущений и состояний, которых они хотят достичь.

На второй стадии - превращение семейной системы - психотерапевт помогает семье приобрести опыт, что станет моделью оптимального семейного функционирования. Это достигается разрушением неконструктивных шаблонов общения, установлением эффективной обратной связи, показ возможных перспектив развития семейных отношений, конструированием новых моделей отношений членов семьи при использовании прежде всего техники психодрамы, созданием “семейных скульптур" и др.

Третья, заключительная, стадия психотерапии сводится к закреплению позитивных изменений, которые члены семьи произвели на предыдущих стадиях. В. Сатир [11] отмечает, что наиболее желательным результатом семейной терапии является не просто приобретение опыта общения, который семья может использовать для дальнейшего развития, но и понимание этого опыта и конкретных приемов, которые использовал терапевт и члены семьи для гармонизации семейных отношений. С этой целью терапевт делает последовательный и подробный обзор психотерапевтического процесса, выделяя важные стадии семейных изменений, средства и возможности, необходимые членам семьи для дальнейшего развития. На этой стадии формируются также практические навыки построения конструктивных семейных отношений.

Так, В. Сатир [11] подчеркивает важность отработки так называемых сигналов, которые может использовать любой член семьи, когда заметит какой-то из ранее применяемых шаблонов заданного общения, над изменением которого они работали вместе с терапевтом.

В результате отработки таких сигналов члены семьи способны эффективно использовать их в случае стрессов и других ситуаций, выбирая открытую творческую поведение.

Если идентифицированным пациентом (членом семьи, с которым связывают основные проблемы семьи его родные) есть ребенок, совместная семейная терапия может разворачиваться в следующей последовательности [12]:

предварительная фаза, или фаза ориентации, когда выясняется проблематика семьи; в отсутствии детей родителей знакомят с определенными аспектами будущей работы, в частности с необходимостью

дать ребенку высказаться и, возможно, пойти на отдельные, хотя бы незначительные уступки в отношении нее;

фаза центрации на ребенке, когда устанавливается максимальный контакт с ребенком, чтобы она чувствовала себя защищенной и могла высказать собственное мнение по поводу того, что происходит в семье; при этом важно выяснить, в чем родители готовы уступить по требованию ребенка, для того, чтобы она почувствовала, что возможны перемены к лучшему;

фаза батьківсько-детских отношений, когда дети могут открыто выражать свои чувства к родителям; здесь важно предоставить возможность и родителям, и детям выразить собственные негативные переживания, делая акцент на их позитивном аспекте;

фаза родительского взаимодействия, когда обсуждаются проблемы во взаимоотношениях супругов; при этом терапевт интерпретирует высказывания родителей иногда с позиции ребенка или поощряя ребенка передать собственное восприятие происходящих событий; если при этом в семье есть несколько детей, в отношениях между которыми существует неприязнь, то наступает:

фаза детского взаимодействия, когда члены семьи вместе обсуждают причины проблем в отношениях между детьми;

завершающая фаза, когда симптомы семейного благополучия исчезают или теряют травмуюче значения; реальный опыт отношений в семье все в большей степени соответствует идеальной модели семейных взаимоотношений, согласно которой:

- все члены семьи, включая ребенка, равноправные;

- каждый может и умеет выражать собственные чувства, которые испытывает в тот или иной момент до других членов семьи;

- члены семьи не негативно оценивают друг друга, а выслушивают другого, пытаясь понять его чувства;

- члены семьи не вспоминают неприятное прошлое, опираются на принцип “здесь и теперь", хвалят добрые дела и поступки каждого;

- семейный совет имеет только совещательный голос, каждый имеет право принять или не принять его; родители советуются с ребенком;

- в семье царят доверие, уважение, любовь, внимание к переживаниям другого, возможно открытое обсуждение любых тем.

Исследователи 0. Бодалева и В. Столин [12] отмечают, что в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, у которых наблюдаются признаки дезадаптации, трудности в общении, отдельные невротические реакции, целесообразно осуществлять комплексную психологическую коррекцию. При этом коррекционный процесс разворачивается одновременно в нескольких направлениях [12]:

работа детской игровой группы, основной задачей которой является устранение искажений в психическом и личностном развитии ребенка, перестройка неблагоприятных стереотипов поведения и создание новых, адекватніших;

родительский семинар, предусматривающий расширение психологических знаний родителей о семейных отношениях и особенности семейного воспитания во время лекций, групповых дискуссий, анализа проблемных ситуаций, библіотерапії;

работа родительской группы, направленная на коррекцию негативного опыта отношений в семье, неадекватных родительских установок прежде всего на основе обсуждений и психодраматичного обыгрывание типичных ситуаций общения в семье и взаимодействия с ребенком;

совместные занятия родителей с детьми в игровой форме, проводятся в начале и в конце работы родительской группы.

В результате появляется возможность оптимизации семейных отношений и процесса воспитания детей в семье.

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Цели и задачи психологической помощи семье.

2. Сходство и различия процессов психологического консультирования и психотерапии семьи.

3. Принципы семейного психологического консультирования.

4. Методы и приемы психологического консультирования семьи. В чем заключается их специфика по сравнению с методами психологического консультирования других проблем?

5. Проанализируйте схему психологического консультирования семьи.

6. Этапы психологического консультирования семьи по характеру и продолжительности консультации.

7. Подходы к осуществлению семейной психотерапии.

8. Принципы семейной психотерапии.

9. Которой есть конечная цель семейного психотерапевтического процесса?

10. Особенности предоставления психологической помощи семье, где есть дети разного возраста.

 

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Алешина Ю. Е, Данилин К Е., Дубовская Е. М. Семейное и индивидуальное консультирование. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

2. Бэндлер Р., Гриндер Дж, Сатир В. Семейная терапия и НЛП. - М.: Изд-во Ин-та общегуманитар. исслед., 1999.

3. Введение в психотерапию / Под ред. С. Блоха. - Амстердам; К.: Сфера, 1997.

4. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. - М.: Б. И., 1997.

5. Гозман Л. Я. Процессы межличностного восприятия в семье / Под ред. Г. М. Андреевой, А. Ы. Донцова // Межличностное восприятие в группе. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

6. Захаров А. Ы. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, 1998.

7. Кратохвал С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М.: Медицина, 1991.

8. Мягер В. К. Семейная психотерапия при нервных и психогенных заболеваниях. - Л.: Изд-во ЛНИПсихоневр. ин-та им. В. М. Бехтерева, 1978.

9. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. - М.: Семья, 1993.

10. Психологическая помощь семье: Пособие. / За ред. 3. Г. Кісарчук. - К.: Изд-во Ин-та социологии НАН Украины, 1988.

11. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту: Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.

12. Семья в психологической консультации / Под ред А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Педагогика, 1989.

13. Столин В. В., Шмелев А. Г. Семейные трудности: какие и почему? Задание для самоанализа // Семья и школа. - 1985. - №3. - С. 18-21.

14. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.; СПб.: Фолиум, 1996.

15. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.