|
Усвоению и закреплению знаний на нахождение величин, характеризующих потенциал и разность потенциалов, помогает подбор качественных и расчетных задач. В зависимости от уровня подготовки класса учитель должен подобрать такие задания, чтобы ученикам было интересно работать на уроке. Ниже приводим примерный перечень заданий, из которых учитель может выбрать необходимые для данного урока. 1. Как изменяется потенциальная энергия отрицательного заряда, что отдаляется от другого отрицательного заряда: увеличивается или уменьшается? Обоснуйте свой ответ. 2. Как можно изменить потенциал проводящего шара, не касаясь ее и не меняя ее заряда? 3. Нарисуйте примерный вид еквіпотенціальних поверхностей и силовых линий электрического поля положительного точечного заряда, расположенного над поверхностью земли. 4. Как надо перемещать точечный заряд в поле заряженного шара, чтобы потенциальная энергия этого заряда не менялась? Или обязательно этот заряд должен двигаться по кругу? 2). Расчетные задачи 1. Однородное электростатическое поле создано двумя параллельными пластинами длиной по 3 см. Электрон влетает в поле со скоростью 2 · 106 м/с, напрямленою параллельно пластин. На какое расстояние по вертикали сместится электрон до момента выхода из пространства между пластинами, если напряжение между пластинами 4,8 В, а расстояние между ними 16 мм? Масса электрона 9,1 · 10-31 кг, модуль его заряда 1,6 · 10-19 Кл. Решения. Выполним рисунок, на котором покажем оси координат, начальное и конечное положение электрона, направление его начальной скорости и ускорения движения.
Запишем уравнения для координат: С учетом того, что: получаем: Из равенства (1) определяем время движения t = l/0 и подставляем его в равенство (2): Во время движения электрона между пластинами на него действует электрическая сила: Под действием этой силы электрон приобретает ускорение а, которое по второму закону Ньютона равна a = F/m, или с учетом формулы (3): Зная ускорение движения электрона, определим расстояние, на которое сместится электрон во время движения между пластинами:
Определяем значение искомой величины: Ответ: в момент выхода из пространства между пластинами электрон сместится на расстояние 6 мм. 2. Электрон влетает в однородное электростатическое поле напряженностью 600 В/см, создано двумя одинаковыми горизонтальными пластинами. Скорость движения электрона равна 2 · 107 м/с и направлена параллельно пластинам. Определите длину пластин, если к моменту выхода из пространства между пластинами электрон сместился по вертикали на 5 мм. 3. Электрон движется в направлении линии напряженности однородного поля, напряженность которого 1,2 В/см. Какое расстояние он пролетит в вакууме до полной остановки, если его начальная скорость 1000 км/с? 4. Скорость электрона уменьшилась от 5000 км/с до нуля. Какую разность потенциалов прошел электрон? Домашнее задание 1. Подр-1: § 4; подр-2: § 3 (п. 1-4). 2. Сб.: Рів1 № 2.11; 2.12; 2.13; 2.14. Рів2 № 2.39; 2.40; 2.41, 2.42. Рів3 № 2.54, 2.55; 2.56; 2.58.
|
|