Урок 6
Осенние музыкальные картинки
Цель урока: показать примеры воспроизведения образов осенней природы в разных видах искусства. Развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности, воображение учащихся. Учить их жить в гармонии с природой, видеть ее красоту. Воспитывать любовь к искусству.
Ожидаемые результаты: ученики высказывают свои впечатления от произведений искусства - живописи, поэзии, музыки,- в которых отражены образы осенней природы; сравнивают музыку двух пьес о дождик, определяют ее особенности, выразительно поют, воспроизводят шум дождя шумовыми звуками.
Оборудование:
Тип урока: комбинированный; урок углубления темы, усвоение новых знаний.
Доминанты урока:
- образ осени в разных видах искусства;
- средства музыкальной выразительности.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку_____,
количество присутствующих на уроке_____,
отсутствующих_____.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под музыку Вальса № 10 Ф. Шопена или П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».
2.2. Музыкальное поздравление. Распевки.
2.3. Беседа с учащимися по теме урока.
2.4. Разучивание песни В. Гребенюка «Осень» (или «Осень» М. Ведмедері).
2.5. Исполнение знакомых учащимся песен про осень.
2.6. Слушание пьес «Осенний дождик» М. Парцхаладзе и «Дождик» (И ч.) В. Косенко.
2.7. Упражнение-игра «Дождь в лесу».
2.8. Выполнение танцевальных движений под мелодию украинской народной песни «Дождик».
2.9. Обобщение материала.
2.10. Выход из класса под музыку пьесы В. Косенко «Дождик» или мелодию украинской народной песни «Дождик» (или на усмотрение учителя).
ДОЖДИК
Украинская народная песня
ОСЕНЬ
Стихи Г. Коваля
Музыка М. Ведмедері
Осень, осень, осень!..
Медом пахнут росы.
Журавли курличуть в небе,
И ветры кричат.
Не звенят в саду
Птичек голосочки,
Снятся вспаханному полю
Цветы и колосочки.
В луге при долине
Плачет тополиная,
Загорелась над рекой
Красная калина.
Тускло солнце светит,
А на голых ветвях
Вяжет осень перчатки
С бабьего лета.
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Музыкальное поздравление.
3.2. Распевки.
3.3. Повторение материала предыдущего урока.
3.4. Выполнение в движении изученных песен.
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа.
Образы природы, отраженные в различных видах искусства - живописи, поэзии, музыке. У каждого из этих видов есть свои выразительные средства. Знакомство с ними обогащает кругозор и знания учащихся об искусстве, учит видеть красоту природы глазами художника, чувствовать ее душой поэта и музыканта.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Беседа с учащимися по теме урока.
5.2. Разучивание песни В. Гребенюка «Осень».
5.3. Слушание пьес «Осенний дождик» М. Парцхаладзе и «Дождик» (И ч.) В. Косенко.
Определение образа музыки и средств выразительности.
5.4. Упражнение-игра «Дождь в лесу».
Школьники передают разный шум дождя щелчком пальцев, хлопая в ладоши или игрой на шумовых инструментах.
5.5. Ритмические упражнения. Танцевальные движения под музыку.
ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПРИНЕСЕТ?
Поспівка
Стихи Л. Некрасовой
Музыка С. Львиной
6. Обобщение и закрепление знаний
- Какие картины обрисовала музыка, что звучала на уроке?
- В каких видах искусства отражены картины осенней природы?
- По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
Все виды искусства отражают жизнь в художественных образах. Искусство обогащает духовный мир человека, делает его лучше, добрее, чуттєвішою.
8. Домашнее задание
Слушать музыку.