ТЕМА 1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (5 ЧАСОВ)
Урок 5
Основные этапы развития компьютерной техники. Характеристика различных поколений компьютеров и перспективы развития компьютерной техники.
Основные области применения компьютеров
Цель:
· ознакомить с историей вычислительной техники, основными характеристиками всех поколений ЭВМ, показать основные области применения ПК;
· развивать логическое мышление, память, серьезное отношение к учебному процессу;
· воспитывать патриотические качества личности, гордость за ученых нашей страны.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Что называется системой исчисления?
2. Из каких знаков состоит алфавит десятичной, двоичной систем исчисления?
3. Почему в вычислительной технике взят за основу двоичную систему исчисления?
4. Из каких знаков состоит алфавит 8-ой, 16-ой систем исчисления?
5. В каких единицах измеряется количество информации?
6. Какие отношения между различными единицами измерения количества информации вам известны?
II. Решение уравнений по теме «Системы исчисления»
1. Решить уравнение 175х = 7D16.
Решение
Приведем обе части уравнения к десятичной системы исчисления:
Ответ: х = 8.
2. Решить уравнение 11012 + х16 = 11310
Решение
Приведем обе части уравнения к десятичной системы счисления:
Ответ: х = 64.
3. Решить уравнение 11002 · х16 = 10 011 1002. (Ответ х = D.)
4. Решить систему уравнений
Ответ: х = 8, у = 4.
III. Мотивация учебной деятельности
1. Как вы думаете, когда началась история вычислительной техники?
2. Почему возникла потребность в этой технике?
3. Как вы считаете, почему продолжался и продолжается ее развитие и совершенствование?
4. Знаете ли вы, где и каким образом применяют ПК сейчас?
IV. Творческая работа учащихся
Доклады, рефераты учащихся об истории развития ЭВМ.
V. Изучение нового материала
Информатизация общества
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных переворотов - преобразования общественных отношений благодаря кардинальным изменениям в сфере обработки информации.
№ п/п |
Преобразования |
Время |
Изменения в сфере обработки информации |
1 |
Появление устной речи |
|
возможность общения, передачи информации |
2 |
Изобретение письменности |
|
возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям |
3 |
Изобретение книгопечатания |
середина XVI в. |
возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям на более качественном уровне |
4 |
Изобретение электричества |
конец XIX в. |
изобретение телеграфа, телефона, радио, которые позволили передавать информацию на большие расстояния за короткое время |
5 |
Изобретение вычислительной машины |
середина XX вв. |
возможность хранить, передавать, обрабатывать большие объемы информации за короткий срок |
6 |
Появление Интернета |
конец XX вв. |
сняты все территориальные и временные ограничения передачи информации |
Как итог предыдущего развития общества начался постепенный переход к информационной фазе развития цивилизации, когда благодаря овладению информацией о различных процессах и явлениях можно эффективно заниматься любой деятельностью.
Для развития информационного общества человек использует информационные технологии.
Информационные технологии - это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.
Информатизация - массовое внедрение компьютеров и информационных технологий во все сферы жизни.
Цель информатизации:
· распространение возможностей коммуникации (общение и обмен информацией);
· обеспечение быстрого доступа к источникам информации в любой части мира;
· обеспечение новых возможностей для получения знаний;
· повышение производительности труда;
· улучшение условий жизни людей .
Этапы развития вычислительной техники
VИ. Закрепление изученного
Совместно с учащимися заполняется таблица.
Поколения ВОТ |
Элементная база |
Скорость (операции в секунду), объем ОП |
Устройства ввода-вывода |
Программное обеспечение |
Примеры |
|
|
|
|
|
|
Повторение с учащимися основных положений новой темы .
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание
Проработать материал учебника, ответить на вопросы после текста