Урок 6
Тема. Способы упорядочивания информации. Программа «Магазин»
Цель:
1. Ознакомить учащихся со способами упорядочивания информации;
2. Развивать память, логическое мышление;
3. Воспитывать интерес к уроку информатики
Оборудование: программа «Магазин», словари, книги, иллюстрации животных, алфавит, таблицы подсказки
Ход урока
I. Организационный момент.
· Дети, вы все готовы к уроку. А интересен будет наш урок, это зависит от вас. Насколько старательно, внимательно вы будете работать. Я вам желаю успехов, удачи и главное не волноваться. Ведь я рядом и всегда приду вам на помощь. В конце урока активные ученики получают благодарности за урок
II. Повторение правил техники безопасности.
· Мы с вами находимся в компьютерном классе. Как вы думаете, правильно поступили ученики, придя на урок информатики в компьютерный класс? Например :
1. Коля, вытерев доску мокрой тряпкой, сел работать за компьютер.
· Нарушил он правила техники безопасности?
· Если да, то какие?
2. Аленка не успела на перемене съесть весь бутерброд и с ним пришла к компьютерному классу?
· Какое правило техники безопасности нарушил Аленка?
3. Галинка, которая была очень прилежной ученицей, выполняя на компьютере задачи, присунулась слишком близко к экрану монитора.
· Нарушила ли она правила техники безопасности?
III. Повторение ранее изученного материала
ü Разминка
1) Продолжи предложение
· Яблоко, груша, слива - это ... (фрукты)
· Береза, дуб, ель - это ... (деревья)
· Монитор, наушники, принтер - это ... (устройства вывода)
· Топор, молоток, гвоздодер - это ... (инструменты)
· Сканер, клавиатура, мышка - это ... (устройства ввода)
2) Два ученика у доски (найти среди перечня соответствующие предметы и соединить):
Магнитофон
Устройства Устройства Тетрадь
ввода вывода Монитор
Сканер
Машина
Клавиатура
Мышь
Колонки
Наушники
Фонарик
Молоток
Телефон
Принтер
Микрофон
3) Ложные и истинные высказывания:
· Сейчас у нас идет урок математики.
· 5х6 будет 30.
· Мы можем жить без Солнца.
· После весны наступает осень.
· На нашем уроке много гостей.
· Корова, курица, медведь, коза - домашние животные.
· Сумма чисел 3 и 5 будет 15.
(Каждый ответ учащиеся доказывают в ее истинности и ложности)
ИV. Сообщение темы и задач урока (задания в виде тучек прикреплен к доске)
V. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
- Работая с информацией, важно не просто сохранить ее, а еще и упорядочить таким образом, чтобы ее можно было легко и быстро найти.
Например: (демонстрация классного журнала) фамилии учащихся в классном журнале размещены в алфавитном порядке.
- Словари, справочники, энциклопедии содержат много полезной информации. Для удобства пользования информация размещается в них тоже в алфавитном порядке
- Чтобы найти нужный раздел в книге, достаточно посмотреть в содержание. Там указан номер страницы, с которой начинается этот раздел.
- Если ты заходишь в аэропорт, то видишь табло, на котором высвечивают номер рейса, город, куда вылетает самолет, время вылета. То есть по номеру рейса можно получить информацию о нем.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел -
Видимо, ключик потерял
А чтобы ключик отыскать
Надо нам на цыпочках стать
2) Работа с тетрадями.
1 задача. Записать в алфавитном порядке названия домашних животных, изображенных на рисунке (на доске прикреплены иллюстрации животных)
- На какую букву начинаются писать наши животные?
КОРОВА
ТЕЛЕНОК
КУРИЦА
КОЗЛЕНОК
ЖЕРЕБЕНОК
ПОРОСЕНОК
- А если на первую букву начинается много названий? (берем во внимание вторую)
- Сколько ног у всех животных ?
2 задачи. Проследить, как меняются размещения четырех фигур в первых трех квадратах.
Продолжит закономерность, нарисовав фигуры в четвертом квадрате.
(На доске прикреплены геометрические фигуры)
- Давайте понаблюдаем за каждой фигурой, где она размещена.
- Где находится круг? И т. д.
3 задачи. Восстановить стертые цифры в арифметических примерах.
Наш Буратино с Мальвиной решали на берегу моря примеры, накатила волна и смыла на песке их старания.
Давайте попробуем восстановить
4 3 9 0 5 4 4 5 6
3 4 2 7 6 7 5 9 1
7 7 1 8 1 1 2 0 4 7
3 7 4 5 2 8 2 4
4 0 8 9 1 5 4 8
7 8 3 4 1 2 7 6
(Оценка результатов)
Самопроверка (внизу доски прикреплены правильно ли решены примеры. После завершения работы дети проверяют свои результаты)
4 задачи. Сравнить выражения слева и справа, если одинаковые фигуры обозначают одинаковые числа.
Работа в группах (2 группы получают задания)
1 группа - а, б выражения
2 группа - в, г выражения
3). Работа с компьютером.
ü Беседа
- Дети, а как следует держать спину, сидя за компьютером. На каком расстоянии?
Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой программой «В магазине». В магазине выключили свет, но нам поможет фонарик. Его луч блуждает по полкам и выхватывает из темноты различные предметы. Проследите за лучом и запомните последовательность предметов. Когда свет включат, попробуйте повторить эту последовательность.
Практическая работа учащихся (10-12 мин.)
ü Релаксация
Ваши глаза устали, поэтому выполним несколько упражнений для глаз:
· круговые обороты глазами - 2 раза влево, 2 - вправо;
· широко раскрыть глаза, а затем плотно закрыть - 3 раза;
· растереть ладони до тепла, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза. Попробуйте почувствовать тепло, которое исходит из ваших ладоней.
VИ. Закрепление изученного материала.
· Урок приближается к концу. Проверим, как мы усвоили тему урока.
· Что мы изучали сегодня на уроке?
· Назовите способы упорядочивания информации.
VII. Итог урока
- Что понравилось больше всего?
Дети, я вами довольна. А теперь возьмите свои солнышка, положите на свою головку и погладьте себя что вы сегодня молодцы. Нарисуйте на солнышке ротик который скажет о ваше настроение на уроке.
Равнодушен
Печальный
Веселый
За отличную работу на уроке, дети, я вам хочу вручить благодарности (учитель комментирует и вручает благодарности)