Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА ОБИТАНИЯ

 

УРОК № 58

 

Тема. Этическое отношение человека к животным.

Цель: ознакомить учащихся с біоетикою и его моральными установками.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3] фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяют иллюстрировать этическое отношение человека к животным.

Базовые понятия и термины: биоэтика.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

 

Ход урока

 

Iэтап .Організаційний

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение проблемной ситуации или вопроса

Как вы думаете, есть ли у животных права?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Этическое отношение человека к животным

Вторая половина XX в. увидела новый подход к проблеме взаимоотношений человека с животными. Если раньше защитники животных не ставили вопрос о том, есть ли у них какой-то моральный долг перед животными, то новое движение за права животных, что возник в конце 60-х - начале 70-х гг. XX ст., провозгласил, что такой моральный долг существует. Принести видеть в существе другого биологического вида орудия достижения своих целей - моральный рубеж, который осталось преодолеть современному человечеству.

Один из самых выдающихся участников движения за права животных Питер Сингер так определяет дискриминацию животных: «Расист нарушает принцип равенства, придавая большее значение интересам своей собственной расы за счет интересов другой расы. Противник равенства полов нарушает принцип равенства, отдавая предпочтение интересам своего пола. Аналогичным образом тот, кто проводит дискриминацию по видом, допускает, чтобы интересы его вида ставились выше интересов других видов (не человека). Но во всех случаях принцип тот же».

2. Права животных

Как понимать право животного, ее равенство с человеком? П. Сингер объясняет это так: «Принцип равенства человеческих существ - это не описание предполагаемой фактической единообразия: это предписание, как мы должны обращаться с человеческими существами». То как же мы должны обращаться с животными?

Началом движения за права животных можно считать публикацию большой статьи известной писательницы Бриджит Брофи под заголовком «Права животных» в 1965 году. Брофи писала: «Взаимоотношения между человеком и животными представляют собой безжалостную эксплуатацию. Мы используем их труд, мы поедаем их и одеваемся в них. Мы используем их, чтобы служить нашим предрассудкам: если раньше мы приносили их в жертву нашим богам, то теперь мы приносим их в жертву науке и экспериментируем на их внутренностях в надежде, что, возможно, совершенно случайно - мы сможем гораздо четче увидеть наше настоящее».

Движение по права животных было начато и возглавлен высоко образованными людьми, философами и психологами, элитой английской и американской интеллигенции.

Доктор философии Том Риган обосновывает права животных с позиций логики. В своей книге «Борьба за права животных» он утверждает, что почти все взаимоотношения человека с животные носят эксплуататорский характер. В то же время животные имеют право на удовлетворение потребностей и реализацию своих природных целей. Поскольку животные имеют моральный статус, то они имеют и права.

Самостоятельная ценность живого существа определяется не его полезностью, а способностью к восприятию своей индивидуальной жизни и степени его благополучия. Т. Риган отмечает, что мы должны признать моральный статує животных. Он возражает и против утверждение, что решающую роль играют различия в юридическом статусе человека и животных, указывая на изменчивость юридических норм. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что совсем недавно права негров не отличались от прав домашнего скота.

В всем мире появились люди, вооруженные новыми этическими взглядами, которые верят, что к животным надо относиться гуманно. Движение в защиту животных ведет к более высокой этического сознания. Выделяют три аспекта отношения человека к животным:

- уважение к жизни, к живому существу;

- ответственность человека перед животными;

- права животных;

Человек должна осознать ценность всех живых существ, прежде всего потому, что мы тоже живые и, защищая живет, защищаем сами себя.

Изучение поведения животных показало, что .немає пропасти между человеком и другими живыми существами на земле. С усложнением организации животных - от одного вида к другой - их подобие человека увеличивается. В своей книге «Человек находит друга» Конрад Лоренц приводит примеры сложной разумной деятельности в собак, которые не только способны оценивать поведение человека, но и делают иногда попытки управлять человеком. В книге рассказывается о собаке, который умел врать. Пытаясь заставить хозяина идти, куда ему хотелось на прогулку, собака притворялся хромым, если хозяин шел не в нужном направлении. Но хромота его тотчас же исчезала, когда ему предлагали желаемый для него маршрут прогулки. Пример необычной преданности собаки наблюдался в Шотландии в середине прошлого века. Собака прожил на могиле своего умершего хозяина 14 лет, отказываясь жить у других людей, и только брал у них еду. Жители Эдинбурга поставили памятник этой собаке, прозванном Верный Бобби, недалеко от места, где был похоронен его хозяин.

Животные проявляют не только наличие ума и глубоких эмоций - они обладают и зачатками альтруистических чувств. Известно, что сильные собаки, как правило, не трогают маленьких, не кусают щенков, а также маленьких детей. Известны рассказы о дельфинах, которые спасали людей, утопали в море.

Это еще раз подтверждает необоснованность дискриминации живых существ по виду.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Школьники отвечают на вопросы:

1. Или есть ли у вас домашние животные? Как вы к ним относитесь?

2. В почему ценность жизни?

3. Что значит этичное отношение к животным?

V.Самостійна работа учащихся

Учащиеся самостоятельно подбирают материал для викторины: «любишь Ли ты животных?»

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

Повторить тему «Этическое отношение человека к животным».


Приложение

Всемирная Декларация Прав Животных.

 

Преамбула:

- принимая во внимание, что жизнь - одна, все живые существа имеют общее происхождение и приобрели различия в ходе эволюции вида;

- принимая во внимание, что все живые существа имеют естественные права, и что любое животное с нервной системой имеет определенные права;

- принимая во внимание, что презрение и даже простое игнорирование этих естественных прав наносят серьезный вред природе и ведут людей к совершению преступления против животных;

- принимая во внимание, что сосуществование видов подразумевает признание человеческим видом права животного другого вида на жизнь;

- принимая во внимание, что уважение животных человеком является неотъемлемым от уважения человека человеком, этим объявляется, что:

Статья 1. Все животные имеют равные права существовать в пределах условий биологического равновесия.

Статья 2. Все животная жизнь имеет право на уважение.

Статья 3.

1. Животные не должны подвергаться плохому обращению или жестоким действиям.

2. Если необходимо убить животное, это должно происходить мгновенно, безболезненно и не причинять никакого предварительного страдания для животного.

3. С мертвым животным нужно вести себя прилично.

Статья 4.

1. Дикие животные имеют право жить и размножаться на свободе в их собственном окружающей природной среде.

2. Длительное лишения свободы диких животных, охота и рыбалка как приятное проведение времени, также как и любое использование диких животных по причинам, которые не являются жизненно важными противоречат этому основному праву.

Статья 5.

1. Любая животное, находящееся в зависимости от человека, имеет право на надлежащие уход и заботу.

2. Животное ни в коем случае не должна быть заброшена или убита невы правдано.

3. Все формы разведения и использования животного должны уважать физиологию и естественную поведение, определенные для вида.

4. Выставки, демонстрации и фильмы, которые привлекают животных, должны также уважать их достоинство и не должны содержать никакого насилия вообще.

Статья 6.

1. Эксперименты на животных, вызывают их физическое или психологическое страдание, нарушают права животных.

2. Методы восстановление численности животных должны быть развитыми и систематически осуществляться.

Статья 7. Любой акт, что приводит к неоправданной гибели животного, и любое решение, ведущее к такому акту, является преступлением против жизни.

Статья 8.

1. Любой акт, ставящий под угрозу выживание дикого вида, и любое решение, ведущее к такому акту, эквивалентны геноциду, то есть являются преступлениями против вида.

2. Убийство диких животных, загрязнение и разрушение биосферы - действия геноцида.

Статья 9.

1. Определенный юридический статус животных и их прав должен быть признан законом.

2. Защита и безопасность животных должны быть представлены на уровне правительственных организаций.

Статья 10. Образовательные власти должны гарантировать обучение граждан с детства наблюдать, понимать и уважать животных.

Всемирная Декларация Прав Животных была торжественно объявлена в Париже 15 октября 1978 года в штабе ЮНЕСКО. Текст, пересмотренный Международной Лигой Прав Животных в 1989 году, был представлен Генеральному директору ЮНЕСКО в 1990 и обнародован того же года.