Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии - учебник

РАЗДЕЛ ХІ

УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХІХ - ХХ ВВ.

 

Философия в Украине в 20 - 90-х годах XX ст.

 

Из всей истории отечественной философии едва ли не самым сложным является послереволюционный период 20 - 80-е годы. Сложным является и научный анализ достижений украинских мыслителей этого периода. Дело в том, что вся украинская философия, как и философия других советских республик того времени, была "размыта",

"растворена" в единой господствующей тогда марксистско-ленинской философии, с едиными требованиями, едиными задачами, целями и единым мировоззрением. Все было советское, марксистско-ленініське, а если и появлялся кто-то, у кого были противоположные взгляды, то его ждала довольно тяжелая судьба - от преследований, запрета свободно мыслить и работать в эмиграции или репрессий со известными после этого последствиями.

Каждый философ, ученый в Советской Украине обязан твердо придерживаться позиций диалектического и исторического материализма. Сложился догматический и достаточно "зашоренный" рассмотрение традиционных философских проблем, в том числе и самой истории философии. Философия в СССР превратилась в служанку политики и официальной идеологии.

Такое "закрепощение" философской мысли началось с конца 1920 г., когда Украина потеряла свою независимость, войдя в состав СССР под видом равноправной республики, а, фактически, колонии России. Правда, советская тоталитарная система с единственной официальной унифицированной сталинской (марксистско-ленинской) идеологии не только в Украине, но и в России и всех союзных республиках проводила жестокую политику по отношению к "інакомислящих", о чем свидетельствуют многочисленные репрессивные меры, которые проводились в течение многих десятилетий тоталитаризма в Советском Союзе.

Хотелось бы заметить всем сегодняшним "защитникам" идей Ленина, что именно он начал эту политику. Достаточно обратиться лишь к его так называемого "философского завещания" - статьи "О значении воинствующего материализма", чтобы убедиться в этом. Именно здесь он призвал к расправе над теми, кто думает иначе, кто не идет в одной колонне с ними. "Швондерами" и "шариковы" с огромным рвением и жестокостью взялись выполнять эти заветы. 1 выполнили! Еще при жизни Ленина было депортировано около двухсот лучших представителей так называемой "буржуазной интеллигенции", среди которых всемирно известные философы - М. Бердяев, М. Лосский, С. Булгаков и др. Так что не только Сталин был инициатором всех искаженных идей и поступков, которые привели к дальнейшим преследованиям тех, кто "не шел за Лениным - Сталиным". Сталин - прекрасный исполнитель "заветов Ильича" почти во всех направлениях теории и политики, а его преемники уже в других "формах" и "модификациях" продолжали это дело.

Особенно пострадали национальные культуры всех народов СССР, которые подвергались многократным "чисткам" с целью изъятия "чужого", "националистического", "классово враждебного" и т.д. Украинский народ терял лучших представителей национальной интеллигенции, национальной культуры. Создалась такая атмосфера, был заложен такой грунт, на котором не могли расти ни действительно творческие философские направления, ни выдающиеся философы - мыслители.

Еще в начале 20-х годов в Украине, выполняя указания Ленина "побороть все сопротивление капиталистов, не только военное и политическое, но и идейное...", закрываются университеты, а на их базе создаются "институты народного образования" и им подобные заведения, в которых проводилась "чистка", "демократизация" как профессорско-преподавательского состава, так и студенчества. Все уровни образования - от самых низших в колхозах, на заводах, фабриках до высшей школы заполнились целой системой с различными звеньями, школами, семинарами политпросвещения. Организовывались институты, университеты марксизма - ленинизма и т.д. Фактически единственной философией в вузах был диалектический (диамат) и исторический (істмат) материализм. Другие философские направления с классовых, партийных позиций рассматривались как враждебные, буржуазные, подвергались необоснованной критике. Досадно отмечать, что большинство советских философов искренне верила в "истинность", "научность"только марксизма - ленинизма, марксистско-ленинской философии.

Однако даже в условиях системы тоталитарного мышления философская мысль Украины полностью не угасла. В 20-е годы внимание привлекают философские разработки. Юринця, С. Семковського, П. Демчука. Глубокое философское осмысление характерно и для ряда творческой литературно-художественной интеллигенции, прежде всего М. Хвылевого, М. Зерова, М. Вороного, М. Кулиша и других, которые стремились сохранить украинскую национальную культуру. Однако эти процессы украинского возрождения длились недолго. Уже с середины 20-х годов начались репрессивные меры, вызванные обвинением в "измене", "шпионаже", "отступничестве" от марксизма - ленинизма. В начале 30-х годов началось наступление и на философов. Сталиным было объявлено о два "уклоны" в философии, где неправильно толкуется марксистская философия. Развернулась широкая дискуссия, которая привела к выводу о существовании в Украине механистической (С. Семковський) и идеалистической (В. Юринец) ревизии марксизма - ленинизма. Согласно этого начались репрессии против прогрессивных философов.

Культурное возрождение, которое началось в 20-х годах, закончилось трагически и вошло в историю под названием "расстрелянное возрождение".

За предвоенное десятилетие (1931 - 1941 гг.), как отмечает В. Табачковський, в результате массовых репрессий в Украине сменилось три поколения философов, которые не способны на проявление самостоятельной мысли, а могли лишь повторять "глубокие" мысли гениального кормчего. Однако определенные сдвиги в философском жизни Украины все же происходили: в 1944 г. был открыт философский факультет в Киевском университете; в 1946 г. создан Институт философии АН УССР; в 1950 г. - ИПК преподавателей общественных наук (с кафедрой философии) при КГУ им. Т. Шевченко.

XX съезд КПСС (1956 г.) способствовал, в некоторой степени, положительным сдвигом в идеологической сфере. Так называемая "хрущевская оттепель" привела к тому, что в 60-х годах в Украине началось "второе возрождение" философии. В 1958 г. из Москвы в Киев приезжает Павел Васильевич Коптв (1922 - 1971), который сначала возглавляет кафедру философии КПИ, впоследствии - кафедра философии КГУ, а в 1962 г. становится директором Института философии Украинской Академии наук. Именно Копніну и его школе с молодыми украинскими философами - учеными удается начать "ревизию" устоявшейся философии диамата, за что его и обвиняли в "ревизионизме". Школа Копнина делает попытку выхода на тематику философского гуманизма. Внимание ученых было сфокусировано на онтологию человеческого бытия, на проблемы, которые связаны с деятельностью человека. В 60 - 70-е годы выходит в свет целый ряд серьезных научных исследований По" проблемам логики, мировоззренчески-гуманистических проблем философии, историко-философских, в том числе и проблем современной мировой философии. Особый интерес представляют! исследования украинских философов по истории отечественной философии. Ведутся исследования в области этики, эстетики, философии науки и др.

Новое возрождение украинской мировоззренческой культуры в том числе и философии, наступает с конца 80-начала 90-х годов, когда создаются новые исторические условия развития украинской государственности.

Весомым и необходимым дополнением к истории украинской философской мысли является разработки философских проблем мыслителями украинской диаспоры.