ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Раздел 9.
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
9. 7. Социологический эксперимент
Эксперимент - это общенаучный метод получения в контролирующих и управляющих условиях нового знания. В социологию он пришел из области наук о природе.
К операциям, которые составляют эксперимент, можно отнести:
• постановку и уточнение задачи и основные гипотезы;
• выбор эмпирического объекта, в пределах которого предполагается провести эксперимент;
• выработка общего плана экспериментальной и контрольной группы;
• формулировка рабочих гипотез и их уточнение путем построения операционных определений;
• создание экспериментальной ситуации через введение в действие гипотетической причины и проведение периодических измерений функционирующего объекта;
• анализ результатов.
Различают натурный (лабораторный, полевой) и мысленный (модельный) эксперименты. Каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны.
Проведение натурных экспериментов в социологии, общественной жизни - дело далеко не простое. Она ограничена природой социальных объектов исследования, состоящих из людей и требующих от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических принципов и норм, суть которых сводится к одному: не навредить объекту исследования. Поэтому большинство натурных социологических экспериментов осуществляется в малых группах и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами.
Мнимые социологические эксперименты распространены достаточно широко. Практически они присутствуют в каждом социологическом исследовании, где есть методы статистического анализа. Мысленные эксперименты являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. В этом случае эксперимент характеризуется двумя группами элементов: формализованным и неформалізованими параметрам. Формализованные параметры представлены системой языка машины, а неформализованные параметры - это концепции, ценностные ориентации человека. Они взаимодействуют с формальной стороной в диалоговом режиме.
В наше время, когда происходит системная трансформация, осуществляется немало экспериментов. По характеру объектов, которые могут быть объектами экспериментов, выделяют: экономические, правовые, педагогические, политические, демографические, эстетические и другие.
По специфике поставленной задачи эксперименты подразделяются на:
• научно-исследовательские, в ходе которых проверяется гипотеза, которая содержит новые сведения научного знания;
• практические, которые имеют целью внедрения полезной новизны в массовых масштабах.
По характеру логической структуры доказательства гипотезы различают эксперименты:
• параллельные, в которых существуют как экспериментальная, так и контрольная группа, и в доказательство которых осуществляется на сравнении состояния двух объектов (експериментного и контрольного) в одно и то же время. Примером такого эксперимента могут быть опыты профессора Е. Мейо (1924 - 1936 гг.);
• последовательные, в которых контрольная группа, как самостоятельно существующий, рядом расположен с экспериментальной группой объект, отсутствует. В этом случае одна и та же экспериментальная группа выступает как контрольная, до введения импульса, и как экспериментальная - после того, как импульс осуществил предусмотренную действие.
Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатывается чистота эксперимента и проверяются основные варианты решения одной социальной проблемы. В свое время Джон Стюарт Милль не считал возможным осуществление эксперимента в общественных науках. Сегодня мы видим, что социальный эксперимент - это мировая практика. Его основной целью является получение нового, по возможности более точного знания о социальной реальности. Изменение социальной действительности осуществляется здесь опосередково, главным образом через развитие теории или через подтверждение истинности отдельных ее положений в данных специфических условиях.