География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политическая география и геополитика

ЧТО ТАКОЕ ГЕОГРАФИЯ

Часть II

ГЕОПОЛИТИКА

 

ТЕМА 16

 

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Общие закономерности геополитической ситуации в Восточной и Юго-Восточной Азии.

В конце XIX ст. Китай и Япония были вынуждены отказаться от политики самоизоляции. Китай, который пережил в XIX в. глубокий экономический и политический кризис, не смог эффективно противостоять колониальной экспансии великих держав и оказался в начале XX в. разделенным ими на сферы влияния. Япония быстрее и успешнее приспособилась к новым геополитическим реалиям и, сумев после революции Мэйдзи провести начальные этапы индустриализации западного типа и заключить военно-политический союз с Великобританией, стала играть в регионе роль лидера, который осуществлял достаточно агрессивную внешнюю политику, имевшую целью устранения из региона Германии и России и полное нивелирование Китая.

Радикально ситуация изменилась лишь после окончания Второй мировой войны и периода послевоенного урегулирования. Япония, находясь в унизительном положении побежденного агрессора, потеряла не только территориальные владения в регионе, но и на определенное время международную субъектность. Она оказалась в зоне стратегических интересов США, с которыми позже (в 1960 г.) заключила стратегическое соглашение о военно-политический альянс и общую зону безопасности. Китай же в результате революционных событий разделился на две страны: КНР и Тайвань, которые имели принципиально разные цели и возможности участия в мировой и региональной политике и в конце концов оказались в зонах влияния различных полюсов сложившейся в тот период биполярной системы международных отношений. КНР при активной поддержке СССР обособлюється, противопоставляя себя миру как коммунистическая страна. Тайвань (гомінданівський правительство), поддерживаемый США, приобретает статус постоянного члена Совета Безопасности ООН среди других пяти стран - победительниц во Второй мировой войне и фактически (до признания мировым сообществом КНР) единолично представляет на мировой арене китайскую нацию.

Исчезновение необходимости совместного противостояния советской угрозе, активизация борьбы за рынки стран АТР на фоне ослабления американских позиций в регионе в результате пересмотра американо-японских отношений является определяющими факторами двусторонних отношений Японии га КНР новейшего периода. Китай обеспокоен продолжением процессов милитаризации Японии и имеет на это основания: если США, как это декларировалось еще в конце 90-х годов, сократят свое военное присутствие в регионе, то Япония логично будет претендовать на вакантную роль гаранта региональной безопасности. Официальный Токио не отрицает возможность "нуклеаризации" страны в случае угрозы стабильности и безопасности в регионе, а Китай рассматривает такие "миротворческие" усилия восточного соседа как возможную прелюдию к новой военно-политической экспансии Японии в Азии. В то же время после развала биполярной системы международных отношений Китая удалось превратить национальный оборонный комплекс в мощную финансово-промышленную корпорацию страны, довести военные расходы до 62,5 млрд. долл. (2004 p.), численность вооруженных сил - до более чем 2,2 млн. чел.

Главным объединяющим фактором в отношениях двух ведущих восточно-азиатских стран является экономическое сотрудничество, в частности рост двустороннего товарообмена и промышленная интеграция (японские фирмы размещают свои производственные филиалы в КНР). Однако и в этой сфере возникают существенные проблемы. Например, локализация деловой активности японских предпринимателей в отдельных конкретных регионах, в частности в Маньчжурии, вызывает беспокойство Китая через негативные ассоциации с экспансией 30-х годов XX ст. Япония же испытывает усиление конкуренции со стороны Китая за рынки сбыта, а также источники сырья и энергоносителей.

Весьма вероятным является ухудшение китайско-японских отношений при условии обострения тайваньского конфликта, поскольку Япония, как уже отмечалось, имеет тесные экономические связи с Тайванем, объемы которых вполне можно сравнить с масштабами сотрудничества с материковым Китаем.

Статус США в АТР можно охарактеризовать как "стратегическую оборону". США не удалось после распада биполярной системы занять в регионе господствующие позиции, несмотря на то, что уже с конца 80-х годов XX ст. АТР было официально провозглашено главным стратегическим направлением американской внешней политики. Отношения с Японией и Китаем, которые сами стали претендовать на лидерство в АТР, осложнились из-за невозможности использовать традиционные для времен биполярной системы механизмы: договоры безопасности и разыгрывание "московской карты" - и все это при условии относительного ослабления американской экономической и технологической мощи. Особо важным обстоятельством, которое определяет параметры американского влияния в регионе, историческая память народов Восточной Азии о "цивилизационную миссию" западных государств на их территории. Внешнеполитическая доктрина Президента Буша в этом регионе вызвало очень жесткую реакцию - стимулировала не только ускорение модернизации военного потенциала в странах региона, но и развитие ракетного вооружения и ядерных программ в КНДР и КНР в частности. В то же время именно США остаются гарантом безопасности и нераспространения ядерного оружия в регионе. Все это заставляет США не только использовать все имеющиеся рычаги двусторонней дипломатии, но и выступать за расширение многосторонних региональных контактов.

Япония является главным стратегическим партнером США в регионе. Основное содержание японо-американских отношений составляет экономическое взаимодействие двух государств. Она отличается огромным американским дефицитом в торговле и жесткой конкуренции как на внешних рынках, так и на рынке США. Особое беспокойство США вызывает вложения Японией значительных средств в НИОКР, техническое переоснащение промышленного потенциала, а также мощные инвестиции в зарубежные экономики, включая американскую, что сопровождается соответствующим ростом зависимости стран - реципиентов. В частности, серьезные проблемы в двусторонних отношениях вызваны вытеснением японскими поставщиками национального продукта с американского рынка, особенно в области электроники. Такая же ожесточенная борьба ведется и за внешние рынки сбыта продукции и капиталовложений. Очень весомое стратегическое преимущество Япония на рынках стран Восточной и Юго-Восточной Азии, куда Япония инвестировала свыше 90 млрд. долл., в то время как США - лишь около 30 млрд. долл., а японский экспорт оказался практически вдвое больше американский. Япония бесспорно трансформировать свои отношения с США в рамках договора безопасности в сторону занятия более адекватной ее претензиям на региональное лидерство позиции. Особую важность эти вопросы приобретают в связи с ростом экономического и военного потенциала КНР, с которой в Японии существует территориальный спор за о-в Сінкаку, а также учитывая господствующие в восточно-азиатском регионе исторически обусловленные антияпонские настроения.

Американо-китайские отношения можно без оговорок отнести к таким, которые будут определять ближайшее время баланс сил в мировой политике и экономике, особенно если учесть формирования в азиатской части АТР "большой китайской экономики", которая интегрирует хозяйство материкового Китая и китайских производителей в целой группе стран и территорий Восточной и Юго-Восточной Азии. Среди наиболее острых вопросов двусторонних отношений в социально-экономической сфере: значительное (более 15 млрд. долл.) дефицит США в торговле с Китаем и, как результат, постепенное вытеснение американских производителей с внутреннего и мировых рынков потребительских товаров, а также быстрый рост китайской диаспоры в США. В то же время для американских производителей высокотехнологичной продукции китайский рынок является чрезвычайно важным, и поэтому, несмотря на политические факторы, которыми определяется стратегическое соперничество двух держав в АТР, США предоставляют Китаю статуса наибольшего благоприятствования в экономических отношениях. Наращивание военной мощи КНР и вызванное этим усиление позиции в региональной подсистеме международных отношений (в частности собственная позиция в отношении ядерной программы КНДР) беспокоит США, что представляет конфликт американской концепции "тихоокеанской эры" и пекинской идеи "эпохи китайской цивилизации".

Особое место в развитии стратегической ситуации в Восточной Азии принадлежит Корейскому полуострову, страны которого в XXI в. попали в ситуацию неопределенности. Распад биполярного мира разрушил старую систему отношений КНДР и Республики Корея, по крайней мере, ее идеологические основы, нарушив принципиальный вопрос о возможности объединения корейской нации. КНДР, оказавшись в изоляции, лишенный помощи стран социалистического содружества, в частности СССР, начала искать пути нормализации отношений с Республикой Корея и Японией, заявив, что объединение с южнокорейским народом является главным стратегическим задачам нации. Со своей стороны, правительство Республики Корея, бесспорно, будет прилагать усилия для интенсификации процессов интеграции, справедливо надеясь на большие "геополитические" дивиденды. При условии объединения двух частей корейского народа в АТР может появиться еще одна страна с претензиями на лидерство, которая будет обладать мощным военным потенциалом и сильной экономикой, к тому же, вполне возможно, и ядерным оружием, и которая сможет занять собственную, независимую позицию в региональном балансе сил. Однако процессы интеграции на Корейском полуострове протекают в чрезвычайно сложной и запутанной геополитической ситуации, которая значительно ограничивает спектр политических решений, направленных на сближение, что их могут позволить себе "корейские" государства.

Другой потенциально взрывоопасной территорией в регионе является Тайвань. Официально включен в состав КНР как 23-я провинция, Тайвань стремится вести собственную внешнюю политику, балансируя на противоречиях в отношениях региональных лидеров. Тайвань использует свое лобби в США, добиваясь значительных военных поставок, политической поддержки сепаратистских стремлений, активного экономического взаимодействия. Однако США не готовы конфликтовать с КНР, и, в результате серии уступок Вашингтона Пекину, отношения между Тайванем и США стали прохладными. Зато отношения с Японией остаются тесными, что обусловлено прежде всего промышленной интеграцией и инвестиционными потоками. Надежным фундаментом китайско-тайваньских отношений является экономическая интеграция, тогда как политическое сближение в пределах одного государства остается проблемой, обусловленной известными историческими событиями и накопленными за предыдущие десятилетия взаимными оскорблениями. Попытка Китая интенсифицировать этот процесс силовыми методами может перерасти в острый региональный конфликт, особенно в случае продолжения Тайванем активной милитаризации.

В Юго-Восточной Азии образовался собственный центр тяжести, весь процесс формирования которого отражает стремление стран субрегиона занять собственную геополитическую нишу, которая предоставит им возможность внедрять относительно независимую, обусловленную национальными интересами юго-восточно-азиатских стран, политику. Исторически сложилось так, что это свое стремление странам Юго-Восточной Азии пришлось отстаивать в условиях, когда в течение значительного исторического периода регион был ареной столкновения интересов крупных мировых держав в их извечной борьбе за стратегическое преимущество в глобальной политике. Ответом на такой цивилизационный вызов стал процесс интеграции. В 1967 г. страны - партнеры США в Юго-Восточной Азии - Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины - создали Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая, помимо чисто идеологической цели противодействия распространению "коммунистической экспансии" в регионе, имела и другие цели, в частности решения застарелых конфликтов между странами - членами и укрепление экономического взаимодействия путем приведения элементов смешанной экспортно-ориентированной модели экономики в соответствие с региональным разделением труда в АТР. Считать АСЕАН полноправным участником региональной политики дает основания то, что, поддерживая Запад в условиях биполярной системы международных отношений, страны-основатели АСЕАН не смогли вступить с ним в официальные блоковые отношения.

Вызовы глобализации, стоящие перед менее развитыми странами Юго-Восточной Азии, бывшими противниками по "холодной войне", способствовали расширению АСЕАН (1984 г. - Бруней, в 1995 г. - Вьетнам, 1999 г. - Лаос, Мьянма, Камбоджа), превратив со второй половины 80-х годов Ассоциации на субрегиональный центр тяжести. На данном этапе развития главным содержанием деятельности АСЕАН стали диверсификация и усиление хозяйственных отношений между странами - членами, что воплотилось в формировании зоны свободной торговли (с 1986 p.), инициативе относительно свободного движения капиталов (1999 г.) и единой валюты (2000 г.) и создании "треугольников роста".

Важнейшей, по крайней мере пока, проверкой жизнеспособности и действенности АСЕАН стал финансовый кризис, поразивший страны Юго-Восточной Азии в конце 90-х годов. Этот вызов вызвал интенсификацию отношений со странами Восточной Азии, которые были инициированы еще в начале 90-х годов и, с одной стороны, обусловлены закономерностями территориальной организации региональной подсистемы мировой экономики, а с другой - рассматривались как противовес американо-австралийской инициативе Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Именно страны Восточной Азии, в частности лидеры АТР-Китай, Япония и Южная Корея, поддержали государства АСЕАН в борьбе с экономическими проблемами, вызванными обвалом финансовых рынков стран-участниц вследствие массового оттока иностранного, кстати, прежде всего западного по происхождению капитала.

Чрезвычайно приемлемой для государств АСЕАН формой межрегионального взаимодействия стал формат "АСЕАН+3". Выступая как единственный партнер в четырехугольнике с Китаем, Японией, Республикой Корея, страны АСЕАН могут претендовать на равноправные отношения, тогда как по отдельности ни одна из стран региона, даже Сингапур, не чувствовали бы себя так комфортно (хотя разноуровневая интеграция, когда более развитые страны АСЕАН отдадут предпочтение двусторонним отношениям с северными соседями, вполне возможна). Общими для восточно - и юго-восточно-азиатских стран АТР являются интересы восстановления экономического динамизма, прерванного финансовым кризисом конца 90-х годов, и обеспечения прогресса региональной хозяйственной системы АТР - то есть экономические по своей сути.

Самые сложные отношения государства региона с КНР. Большая часть стран АСЕАН довольно тесно связана с "великой китайской экономикой", в каждой из них китайские предприниматели занимают господствующие позиции в промышленности и торговле. Бесспорно, что для Китая более желательным форматом была бы взаимодействие КНР - АСЕАН, и это подтверждает официальный Пекин, который выдвигает инициативу создания зоны свободной торговли между КНР и странами АСЕАН, позиционируя ее как азиатскую противовес АТЭС (кстати, независимым участником этой организации является Тайвань). Что же касается стран АСЕАН, то почти все они испытывают по крайней мере неуверенность от соседства с экономическим и военно-политическим гигантом с огромным населением и "не совсем" демократическим режимом, имея не всегда положительный многовековой опыт взаимодействия. Не полагаясь исключительно на стимулирующий эффект экономической взаимозависимости, страны АСЕАН выступают против дальнейшего сокращения американского военного присутствия в АТР и поддерживают высокий уровень экономических связей с Японией.

Япония остается лидером всей системы внешнеэкономических связей в регионе, которые оказывают положительное влияние на структуру хозяйства стран. На постиндустриальной стадии развития стратегия активизации участия японской экономики в международном разделении труда путем трансфера технологии в соседние страны полупериферии предоставляет много преимуществ для страны - технологического лидера. Эта стратегия известна как концепция «журавлиного клина», или "догон жизненного цикла товара". Японские корпорации в последней четверти XX в. не только активизировали экспорт технологий, но и перемешивали свои производства (которые исчерпали возможности в собственной стране) прежде всего в соседние азиатские страны. Таким образом, Страна восходящего солнца приобрела значительного влияния на государства региона, последовательно формируя систему внешнеэкономических связей, которую возглавляет сама Япония. За ней идут новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Сингапур) и страны АСЕАН.

 

 

Гармоничные изменения в структуре хозяйства стран региона были достигнуты благодаря определенной координации экономической политики государств Восточной и Юго-Восточной Азии. Координация осуществлялась путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений об экономическом сотрудничестве, сначала между Японией и новыми индустриальными странами, позже между ними и странами АСЕАН, или, как их еще называют странами второй волны индустриализации.