Вопросы для самоконтроля
1. Что является основой слова?
2. Назовите значимые части слова и роль,
которую они выполняют.
3. Назовите случаи чередование о, е с и.
4. Когда происходит чередование о - е после ж, ч, ш, щ, дж, и?
5. Какие изменения происходят в группе
согласных при их стечении?
Задачи и упражнения для самоконтроля
1. Разберите слова по строению.
Использован, прозрение, расправить, неустанно, побираться, бессилие,
присыпан, беззаботный, подоконники.
2. Выпишите слова, в которых возможно
чередование о, е с иизмените слово или подберите
обднокоренное, чтобы проиллюстрировать дежурство.
І.1. С обледенелых
сапог с лускотом осыпался ледок (Гр. Тютюнник). 2. Тимка молча сел к столу
и принялся ужинать (Гр. Тютюнник). 3. Василько підігнув правую ногу вверх и
скакал на левой ноге (Л. Мартович). 4. Ой, по горе пастух овец гоняет (Род.
песня). 5. Тихая вода берега ломит (Нар. песня). 6. Летит галка через балку,
летая, каркает (Нар. песня). 7. Вот запліта мамочка ей ленты к кис цветастые
(/. Муратов). 8. Качнулись от взрыва горы, с вершин познімались орлы (Г.
Нагнибеда). 9. Лошади стрелой помчались наперегонки, згинувши вскоре в густой
облаке пыли (Г. Коцюбинский). 10. Принарядившись, почистив оружие, большинство
бойцов ложится спать (Олесь Гончар).
II. 1. Мудрость идет
без блеска, бездумность - в позолоте (А. Малышко). 2. Искренность и щедрость поэтам
свойственны (Л. Первомайский). 3. Я люблю румяную осень, над садами чистую просинь
(М. Стельмах). 4. Облетают листья с тополя, летят листки с календаря
(П.Дорошко). 5. Когда бы знала, откуда выглядеть, то бы наняла, заставила тропу
прометать (Нар. песня). 6. Из сеней видно двор и амбар во дворе (С.
Васильченко). 7. Глянул широко вокруг, любо, почти вдивляючися на каждую сторону
(И. Франко). Поплыла бы я на восход солнца, а от востока до запада тем путем, что
проложило ясное солнце через воду (Леся Украинка). 9. В такую ночь не ему одному
не спалось (А. Иваненко). 10. В сумраке осенней аллее сгребают дети
каштановый лист (М. Рыльский). 11. Шумят ржи, обновленное село в воду
высматривает с косогора (Г. Рыльский).
3. Выпишите только те слова, где звук [и]
возник на месте [о] или [е]. Подберите к нему однокоренные слова с [о], [э].
Тень, сумерки,
ветер, песок, перевоз, хранить, рабочий, белый, луна, закат, прозвище,
показания, кончик, река, орех, задевать, ожидает, река, ров, сено, щечка,
снег, невод, радостно, петь, Канев, город, пешком, фамилия, брод, зверь,
порэто, берез, печь, лучик, конец, воз, женский, слов, школьный, Киев.
4. Перепишите, вставляя пропущенные в
или е.
1. Двое ребят,
которым пришла ч...рга, бросились в ч...вен и заняли места на скамье. 2. Ой не
ходи, Грицю, та й на веч...рниці, потому что на ужин...рницях девки-волшебницы (Г.
Чурай). 3. Сида Цепкая круг землянки, вынимает ч...рствий хлеб из сумки, начинает
завтракать (Панас Мирный). 4. Нас ч...тиры трактористы с бригадиром на ч... ли,
только сели на машины - так и крэш...м по земле (П. Тычина). 5. И недалеко уже
до того дня, как сядет осень же.. .втокоса на ч...рногривого коня (В. Сосюра). 6. Длинные
пушки с вытянутыми далеко вперед...рлами было закрыто новыми брезентовыми
ч...хлами (Б. Собко). 7. Маяли над нами бабочки, маленькие,...вти, голубые,
ч...рвоні, синие (Г. Рыльский). 8, Под скалой блистала в каменном же лобке...
источник (И. Нечуй-Левицкий). 9. Под сводами ч... ремхи и дикой яблони
глубоко дышал лесное дж...рело (Г. Стельмах). 10. Речь шла уже к осени - темные
облака, вплоть ч...рнуваті, сновали по небу (Панас Мирный).
5. Переложите на украинском языке и
запишите предложение. Сравните произношение и правописание о, е после шипящих в
русском и украинском языках.
1. Мы бросаем в
землю желудь - вырастает дуб (К. Тимирязев). 2. На венчиках луговых цветов
покачивались смуглые дикие пчелы (Г. Шолохов). 3. Под ногой хрустнул Кондратия
сучок (А. Толстой). 4. В тайге шел точно шорох и таинственный шепот (В.
Короленко). 5. Глаза ее заискрились и носа запылали (А. Чехов). 6. Нижние
бревна у мельницы подгнили, и желоб, в который течет вода из пруда, накренился
(Я. Телешов). 7. Река еще не замерзла, и ее свинцовые воды грустно чернели в
однообразных берегах (А Пушкин).
6. Запишите представленные словосочетания в два
столбики, выбирая из скобок нужные предлоги:
а) из
(со); б) с.
Кто-то (из, с, со)
нас дорога (с, с, из) города, плотник (с, с, с) хутора, Елена (с, с, с)
матерью, разговаривала (с, с, с) отцом, внук (с, с, с) дедушкой, обозреватель (с,
с, со) Львова, встретилась (из, с, со) артистами, вышел (из, с, со) двора, идти
(с, с, с) другими, поздравили (с, с, с) праздником, прощаться (с, с, с) миром,
(с, с, с) искренним сердцем.
7. Прочитайте стихотворение. Выпишите из текста
слова, в которых в результате словоизменения или словообразования происходит чередование
согласных.
Я сказал тебе лишь
слово -
Вокруг же шум который
поднялся;
В небе солнце
зазвенело,
Гай далек
засмеялся.
Посмотрел я в твои
глаза.
Сжал руку в
любой муке.
Белые гуси ген за
прудом
Разлетелись по
луке...
Заглянул я в твою
душу.
К сердечка
прислонился.
Вижу - вишни
расцветают.
Слышу-тихое пение
полился.
Ах, это где-то весна
танцует,
Растопив белую
лед! -
Переполнен
любовью,
Я открыл любовь
книгу.
П. Тычина
8. Поставьте глаголы в форме первого лица
единственного, объясните чередования согласных, которое при этом происходит.
Сажать, растить,
крутить, возить, носить, мазать, любить, ловить, делать, писать, вещать,
вырастить, мостить, ездить, ласкать, водить, беречь, ладить, ухватить, поразить,
пустить, лазить, месить, катить, испечь, терять, бежать, месить, наградить,
советоваться.
9. От представленных существительных с помощью
суффиксов образуйте прилагательные. Какие изменения произошли в фонетическом составе слова?
-ск-: Буг, Дрогобыч,
Прилуки, Овруч, Кривой Рог, Лейпциг, Запорожье, Волынь, Золотоноша, Прага,
Дамаск, Иртыш, Бахмач, Одесса, Карпаты, Винница, Кировоград, Трускавец, Калуш,
Вильнюс, Норвегия, Волга, Рига, Сиваш, Кавказ, Гадяч; солдат, таджик, преподаватель,
казак, якут, узбек, волох, чех, казах, юноша, турок, грек, парень, чумак,
латыш, горняк, ткач, трус, ненець, гигант, архипелаг.
-ств-: рабочий, интеллигент,
исследователь, студент, заместитель, великан, сотрудник, кравец, руководитель, птица,
люди, переводчик, крепостной, товарищ.
10. Объясните, по какой правописною нормой
объединены представлены группы слов. Найдите слова с ошибками.
1. Пражский, ткацкий, запорожский,
немецкий, тюрський.
2. Выше, вузчий, дороже, ниже, легче.
3. Безопасный, вечний, месячный, сердечный,
сонячник.
4. Германия, Туречина, Галичина,
казачество, солдатчина.
5. Могу, плачу, колишу, хожу, прошу, пущу.
11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в соответствии
правил чередования согласных.
Полоса - на сму...и,
сму...ка; щука - щу...и, щу...ка; муха - м...и м...ка; рог - на ро...и,
наре...ный; сторона - на бо...и би...ный; горох - в горо...и, горо...ок; ходить -
хо...у; хотеть - хо...у; омолодить - омолс.ений; обмолотить - обмолота...водяным.
12. Перепишите, раскрывая скобки, объясните
написание слов с учетом правил чередования согласных.
1. Гудели пчелы,
щебетало (птица + ство) (А. Тесленко). 2. (Гигант + ские) мечи прожекторов
суетливо секли облака (Л. Сжілянський). 3. Договор (дорог + е) денег (Пословица).
4. После того, как завелось в Украине (крипак + ство), ушло много беглых в Новороссии,
на Дин (д. багалей). 5. Мальки поплыли обратно, минуя (песок + а) гладкие
дно (В. Иваненко). 6. В небе (волга + ском) в мгле пролетели журавли (А.
Гончар). 7. Золота(кавказ + ская) жара дня над морем налила (А. Малышко). 8.
Ровными ручьями дымили (рыбалка + ские) очага (Я. Ваш). 9. (Лошадь + ский)
хохот замирал в далені и наконец совсем затих (Г. Коцюбинский). 10. Девушки
танцы танцевали (Шотландия + ские) на мечи (П. Тычина).
13. От следующих прилагательных образуйте
существительные с помощью суффикса -ин(а).
Объясните правописание. Харьковская, Львовская, Черкасская, Луганская,
Днепропетровская, Киевская, Донецкая, Житомирская, Полтавская, Кировоградская,
Черниговская, Черновицкая, Ровенская, Ивано-Франковская, Винницкая,
Хмельницкая, Одесская, Николаевская, Сумская, Смелянская.
14. Перепишите предложения, раскрывая скобки;
прилагательные в скобках поставьте в форме высшей степени сравнения.
1. Видимо, правда,
что женщина в беде (сильный) мужчины (Ю. Мушкетик). 2. Договор (дорогой) денег
(Пословица). 3. С (глубокий) борозды хлеб (высокий) растет (Пословица). 4. Одна
совет хороша, а две (хороший) (Пословица). 5. Хоть соловей (малый) от вороны,
и песни его (красивые). 6. Тяжелая вода, и от воды еще (тяжелый) небо (В.-И.
Антонин).
15. Из предложенных вариантов созидания слов
выберите правильный, обоснуйте свой выбор.
Парасчин -
Парашчин, плохой - поганіший - хуже, кременчузький - кременчугский,
горняцкий - гірникський, птахство-птицы, брязчати - бряцать, узкий -
вузчий, скачу - прыгаю, казахский - казаський, одесский - одесский,.людцтво -
человечество, езжу-езжу - їзджу, сивашский - сивашский.