Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

РОДНОЙ КРАЙ

 

Урок 59

Тема. Исследовательский практикум. Чем славится мой город (деревня)

 

Цель: расширять знания о населенный пункт, где проживают дети; ознакомить с достопримечательностями родного края; формировать познавательный интерес; воспитывать любовь к родному краю.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

МОЙ ГОРОД

Для меня мой город (село) - настоящий рай,

Хотя иногда его так и не назовешь.

(Название города, села) - волшебный край,

Более красивого, наверное, не найдешь.

 

Для каждого лучший город на Земле,

Город, где прошли его детские годы.

Города большие, и малые города,

Дарят нам интересны первые шаги.

- Как назвать одним словом город и село? (Населенные пункты)

- Где мы живем?

- Как называется наш город?

- Что вы знаете о свой населенный пункт?

- Когда он возник?

- Почему имеет такое имя?

- Нет в городе (селе, поселке) народных промыслов, название которых связано с именем населенного пункта?

- Тема нашего урока - «Чем славится мой город (село)».

 

III. Изучение нового материала

1. Игра «Картинки с выставки»

- Чтобы подготовить учеников к восприятию нового материала, проведем игру «Рисунки с выставки».

Сейчас раздам фотографии, открытки с пейзажами, архитектурными сооружениями, памятниками города (села), где живут дети, а вы можете ответить на вопрос.

- Как называется наш город (село)?

- Нравится ли вам наш город (село)? Чем именно?

- Чем оно особенное? Что в нем такого, чего нет нигде?

- Что бы вы сделали для того, чтобы наш город (село) стало еще лучше?

2. Рассказ учителя

- У каждого населенного пункта есть свое название. История появления этих названий часто связана с именами их основателей. Город Санкт-Петербург обязано своим именем его основателю - Петру I. Именно он решил заложить в устье Невы новый город.

Именами великих князей названы города Украины. По легенде, основателем Киева был князь Кий, который пришел сюда вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью.

Львов основал князь Даниил Галицкий и назвал его в честь своего сына Льва.

Харьков назван именем казака Харька. Чернигов, по легенде, получил название от князя Черного и княжны Черной, которые героически погибли в битве с хазарами, но не дались в руки врагов. Владимир-Волынский назван именем князя Владимира Святославича, который построил его как крепость на границе Киевской Руси.

Если город стоял на большой реке, то оно часто получало одноименное название: Донецк (река Донец), Ужгород (река Уже), Днепропетровск (река Днепр), Полтава - связана с названием реки Олтави (так раньше называлась Ворскла).

Много названий связано с географическим положением населенного пункта или с природой края: село Заречье, село Высокое, поселок Низкое, поселок Сосновый Бор, город Березняки.

У каждого населенного пункта есть своя история, и в этом его ценность. Она может о многом рассказать: о создателях, когда и как заселялась территория, чем занимались наши предки, какой была природа.

3. Беседа с элементами рассказа

- Когда и кем был основан город?

- Почему оно получило такое название?

- Какие места являются любимыми для жителей города? Почему?

- Какие учебные заведения, достопримечательности, памятники есть в городе? Когда, кем и в честь какого события эти памятники воздвигнуты?

- Памятники устанавливают выдающимся гражданам, героям, ученым, путешественникам, государственным деятелям, писателям, художникам, композиторам. Памятники - это славное прошлое родного края и его украшение.

- Как необходимо охранять памятники?

- Какие люди жили на территории города в древности? Чем они занимались? Чем прославились?

- Какие добрые традиции и обычаи имели жители?

- Чем славится населенный пункт сейчас?

Беседа сопровождается рассматриванием фотографий.

4. Творческое упражнение «Расскажи про свой город (село)»

Ученики должны рассказать про свой город или село за вопросами:

- Как называется река, возле которой ты живешь?

- Какие есть растения в твоем городе или селе?

- Какие птицы вьют гнезда возле твоего дома? Какие растения и животные твоего края нуждаются в охране?

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Игра «Где ты живешь» (работа по рисункам)

- Где ты живешь? Раскрась соответствующий рисунок.

 

 

- Впиши свой адрес.

 

 

- Раскрась достопримечательности, которые есть там, где ты живешь. Расскажи о них.

 

 

Учащиеся «путешествуют» городом (селом), называют достопримечательности, которые есть там, где они живут, рассказывают о них.

Учитель должен акцентировать внимание на негативном отношении к людям, которые разрушают или повреждают объекты природы, исторические достопримечательности своего края.

2. Творческое упражнение «Почему так называется?»

- Названия поселков, городов, парков, улиц, домов могут рассказать много интересного о жизни наших предков, родителей, бабушек и дедушек.

Ученики называют улицы, на которых живут, учитель объясняет, что означают эти названия.

3. Игра «Новые названия»

Спросите у детей, почему их город (село) так называется. Предложите дать городу (селу) собственные названия.

4. Игра «Хвосты»

- Закончите предложение.

• Мой город называется...

• Центральная улица города...

• Я живу на улице...

• В городе есть такие парки...

• В городе изготавливают...

5. Метод «Микрофон»

Что нужно делать каждому жителю города (села), чтобы оно стало еще лучше?

6. Работа над пословицами

• Та земля мила, где мать родила.

• Всякому мила своя сторона.

• Родной дом, родная семья - здесь вырастает судьба моя.

• Где родной край, там и рай.

• Где не есть добро, а дома лучше.

 

V. Итог урока

- Что нового узнали о свой поселок?

- Какие учебные заведения, достопримечательности, памятники есть в городе?

- Как называется улица, на которой стоит школа?

- Чем улица отличается от проспекта? переулка? площади?

- Какие проспекты есть в нашем городе?

- Как называется центральная площадь нашего города?

- Как называется ваш город (село)?

- На какой улице находится ваш дом?

- Что вам известно о происхождении названия родного города (села)?

- Что интересного (особого) есть в вашем городе (селе)?

- Чем занимаются люди в вашем городе (селе)?