РОДНОЙ КРАЙ
Урок 59
Тема. Исследовательский практикум. Чем славится мой город (деревня)
Цель: расширять знания о населенный пункт, где проживают дети; ознакомить с достопримечательностями родного края; формировать познавательный интерес; воспитывать любовь к родному краю.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
МОЙ ГОРОД
Для меня мой город (село) - настоящий рай,
Хотя иногда его так и не назовешь.
(Название города, села) - волшебный край,
Более красивого, наверное, не найдешь.
Для каждого лучший город на Земле,
Город, где прошли его детские годы.
Города большие, и малые города,
Дарят нам интересны первые шаги.
- Как назвать одним словом город и село? (Населенные пункты)
- Где мы живем?
- Как называется наш город?
- Что вы знаете о свой населенный пункт?
- Когда он возник?
- Почему имеет такое имя?
- Нет в городе (селе, поселке) народных промыслов, название которых связано с именем населенного пункта?
- Тема нашего урока - «Чем славится мой город (село)».
III. Изучение нового материала
1. Игра «Картинки с выставки»
- Чтобы подготовить учеников к восприятию нового материала, проведем игру «Рисунки с выставки».
Сейчас раздам фотографии, открытки с пейзажами, архитектурными сооружениями, памятниками города (села), где живут дети, а вы можете ответить на вопрос.
- Как называется наш город (село)?
- Нравится ли вам наш город (село)? Чем именно?
- Чем оно особенное? Что в нем такого, чего нет нигде?
- Что бы вы сделали для того, чтобы наш город (село) стало еще лучше?
2. Рассказ учителя
- У каждого населенного пункта есть свое название. История появления этих названий часто связана с именами их основателей. Город Санкт-Петербург обязано своим именем его основателю - Петру I. Именно он решил заложить в устье Невы новый город.
Именами великих князей названы города Украины. По легенде, основателем Киева был князь Кий, который пришел сюда вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью.
Львов основал князь Даниил Галицкий и назвал его в честь своего сына Льва.
Харьков назван именем казака Харька. Чернигов, по легенде, получил название от князя Черного и княжны Черной, которые героически погибли в битве с хазарами, но не дались в руки врагов. Владимир-Волынский назван именем князя Владимира Святославича, который построил его как крепость на границе Киевской Руси.
Если город стоял на большой реке, то оно часто получало одноименное название: Донецк (река Донец), Ужгород (река Уже), Днепропетровск (река Днепр), Полтава - связана с названием реки Олтави (так раньше называлась Ворскла).
Много названий связано с географическим положением населенного пункта или с природой края: село Заречье, село Высокое, поселок Низкое, поселок Сосновый Бор, город Березняки.
У каждого населенного пункта есть своя история, и в этом его ценность. Она может о многом рассказать: о создателях, когда и как заселялась территория, чем занимались наши предки, какой была природа.
3. Беседа с элементами рассказа
- Когда и кем был основан город?
- Почему оно получило такое название?
- Какие места являются любимыми для жителей города? Почему?
- Какие учебные заведения, достопримечательности, памятники есть в городе? Когда, кем и в честь какого события эти памятники воздвигнуты?
- Памятники устанавливают выдающимся гражданам, героям, ученым, путешественникам, государственным деятелям, писателям, художникам, композиторам. Памятники - это славное прошлое родного края и его украшение.
- Как необходимо охранять памятники?
- Какие люди жили на территории города в древности? Чем они занимались? Чем прославились?
- Какие добрые традиции и обычаи имели жители?
- Чем славится населенный пункт сейчас?
Беседа сопровождается рассматриванием фотографий.
4. Творческое упражнение «Расскажи про свой город (село)»
Ученики должны рассказать про свой город или село за вопросами:
- Как называется река, возле которой ты живешь?
- Какие есть растения в твоем городе или селе?
- Какие птицы вьют гнезда возле твоего дома? Какие растения и животные твоего края нуждаются в охране?
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Игра «Где ты живешь» (работа по рисункам)
- Где ты живешь? Раскрась соответствующий рисунок.
- Впиши свой адрес.
- Раскрась достопримечательности, которые есть там, где ты живешь. Расскажи о них.
Учащиеся «путешествуют» городом (селом), называют достопримечательности, которые есть там, где они живут, рассказывают о них.
Учитель должен акцентировать внимание на негативном отношении к людям, которые разрушают или повреждают объекты природы, исторические достопримечательности своего края.
2. Творческое упражнение «Почему так называется?»
- Названия поселков, городов, парков, улиц, домов могут рассказать много интересного о жизни наших предков, родителей, бабушек и дедушек.
Ученики называют улицы, на которых живут, учитель объясняет, что означают эти названия.
3. Игра «Новые названия»
Спросите у детей, почему их город (село) так называется. Предложите дать городу (селу) собственные названия.
4. Игра «Хвосты»
- Закончите предложение.
• Мой город называется...
• Центральная улица города...
• Я живу на улице...
• В городе есть такие парки...
• В городе изготавливают...
5. Метод «Микрофон»
Что нужно делать каждому жителю города (села), чтобы оно стало еще лучше?
6. Работа над пословицами
• Та земля мила, где мать родила.
• Всякому мила своя сторона.
• Родной дом, родная семья - здесь вырастает судьба моя.
• Где родной край, там и рай.
• Где не есть добро, а дома лучше.
V. Итог урока
- Что нового узнали о свой поселок?
- Какие учебные заведения, достопримечательности, памятники есть в городе?
- Как называется улица, на которой стоит школа?
- Чем улица отличается от проспекта? переулка? площади?
- Какие проспекты есть в нашем городе?
- Как называется центральная площадь нашего города?
- Как называется ваш город (село)?
- На какой улице находится ваш дом?
- Что вам известно о происхождении названия родного города (села)?
- Что интересного (особого) есть в вашем городе (селе)?
- Чем занимаются люди в вашем городе (селе)?