УРОК 59. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ЕВРАЗИИ ЧЕЛОВЕКОМ. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Учебная цель: повторить и систематизировать знания об особенностях природы Евразии; формировать знания о наиболее известные природоохранные территории материка; совершенствовать умения и навыки определять и оценивать последствия влияния хозяйственной деятельности человека на природу материка; развивать умение работать в группах.
Оборудование: физическая карта Евразии, карта природных зон Евразии, видеосюжеты (иллюстрации) о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу материка, картосхема размещения природоохранных территорий Евразии, учебники, атласы.
Основные понятия: антропогенные природные комплексы, заповедник, национальный парк, стихийные явления природы, загрязнение окружающей среды, экологические проблемы.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
1. Взаємоопитування и взаємоперевірка (работа в парах)
Ученики обмениваются тестовыми заданиями, которые подготовили дома, выполняют их и проверяют друг друга.
2. Задача
Кратко охарактеризуйте природу одной из природных зон умеренного пояса Евразии (тайга, смешанные леса, широколиственные леса, степи и лесостепи, муссонные леса) и попробуйте определить степень изменений, которые произошли в этой зоне вследствие хозяйственной деятельности человека.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Работа над изучением природы материков завершается определением степени изменений природных комплексов и компонентов под влиянием хозяйственной деятельности человека. В Евразии такие изменения вступили в гигантских масштабов, ведь на территории материка проживает более 3/4 населения Земли. Хозяйственная деятельность людей, безусловно, приводит к обострению экологических проблем. Узнаем о главных причинах возникновения экологических проблем и пути их решения.
ИV. Изучение нового материала
1. Изменение природы человеком
Природные комплексы Евразии заметно изменены хозяйственной деятельностью людей. Нерациональное использование природных богатств привело к их истощению, обострение экологических проблем. Проблемы охраны природы наиболее остро стоят в районах с высокой плотностью населения, развитой промышленностью и сельским хозяйством.
Усиление «давления» хозяйственной деятельности людей на природу материка привело к возникновению ряда неблагоприятных явлений: засоление, заболачивание, ускоренной эрозии почв, обмеление рек, заиливание водоемов, загрязнение природной среды отходами сельскохозяйственного и промышленного производства, резкому сокращению и даже исчезновению многих видов животных и растений.
2. Охрана природных комплексов Евразии
Огромные размеры Евразии, разнообразие природных условий позволяет создавать множество различных заповедных территорий - заповедников, национальных парков, заказников и т.д. В Беловежской Пуще в Беларуси охраняются зубры, в Бадхизькому заповеднике в Туркменистане - куланы, в Казиранґу, старейшем национальном парке Индии, охраняются индийский носорог, бенгальский тигр, дикий слон, леопард, буйвол, редкие птицы и пресмыкающиеся. В России, в Байкальському заповеднике, кроме охраны многих природных объектов, занимающихся разведением соболя, в заповедниках Читауен в Непале охраняются большие стада носорогов.
Аскания-Нова - старейший заповедник Украины. Здесь охраняются природные комплексы целинной степи, представители животного мира: зубр, бизон, лошадь Пржевальского, розовый фламинго и т.д.
В Японии наиболее посещаемый туристами национальный парк Фудзи-Хаконе-Идзу. Охраняются вулканы, озера, источники, водопады, реликтовая священная ель, черный медведь, японский олень и т.д.
Стельвио - самый большой национальный парк Италии в Альпах. Охраняются горные вершины, ледники, озера, піхтові и лиственные леса. Прилагаются усилия по спасению горного козла, сурка, оленя, горностая, тетерева и т.д.
Исчезающие и редкие растения и животные охраняются Всемирным фондом охраны природы. Создано международную Красную книгу, куда занесены и подлежат охране животные и растения, которым грозит вымирание. Среди них больше всего представителей Евразии.
V. Закрепление изученного материала
• В каких частях материка наблюдается наивысшая степень изменения природных комплексов? Чем это объясняется?
• Какие виды хозяйственной деятельности людей негативно влияли на природу материка в древности и в наши времена?
• К обострению каких экологических проблем приводит интенсивная современная хозяйственная деятельность? Какие пути решения этих проблем вы можете предложить?
• Для чего нужны заповедные территории? Найдите и покажите на карте наиболее известные заповедники и национальные парки.
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Обозначить на контурной карте крупные национальные парки и заповедники Евразии.
• Используя дополнительные источники географических знаний, подготовить сообщение об одном из заповедников или национальных парков Евразии.