Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Законодательная инициатива - официальное внесение законопроекта в законодательный орган в соответствии с установленной процедурой; первая стадия законодательного процесса. Предполагает обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании. Определения органов и лиц, которые имеют право З. и., как правило, осуществляется актом высшей юридической силы - конституцией. Круг субъектов права З. и. связано с формой государственного правления, принятой в стране. Доминирующую роль в реализации права С. и. в большинстве стран мира играет правительство, реализуя правительственную инициативу". Однако в государствах с парламентарними формами правления, а также "смешанными" формами правления круг субъектов этого права шире, чем в президентских республиках.

В президентских республиках субъектами права З. и. признаны лишь парламентарии. Например, в палатах Конгресса США запрещено коллективную законодательную инициативу, хотя никто не может помешать нескольким конгрессменам или сенаторам предложить аналогичные законопроекты. Представители же исполнительной власти в этих государствах такого права формально лишены, что трактуется как реализация принципа разделения властей. Зато в Великобритании билль (законопроект) может быть внесен в парламент только его членом. Даже министр, когда предлагает билль, формально выступает как член парламента.

В некоторых странах субъектами права С. и. являются депутаты и правительство (Франция), постоянные комитеты парламента (Австрия, Эстония, Латвия, Словакия, Венгрия, Япония), парламентские фракции (в Эстонии и Португалии), представительные органы местного самоуправления (Чехия), Генеральный прокурор (Бразилия). Во многих странах (Австрия, Испания, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словения) существует народная З. и., когда субъектом С. и. являются избиратели в определенном количестве (в Латвии 1/10 часть избирателей, в Македонии 10 тыс. человек, в Словені не менее 5 тыс. избирателей).

В постсоциалистических странах ЦВЕ и бывшего СССР это право принадлежит преимущественно президентам. В Украине, согласно ст. 93 Конституции Украины право З. и. принадлежит Президенту Украины, народным депутатам Украины, Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины. Законопроекты, которые вносятся Президентом Украины в порядке 3. и. к Верховной Рады Украины и признаются как неотложные, рассматриваются вне очереди.

Георгіца А. С. Современный парламентаризм: проблемы теории и практики. - Черновцы, 1998; Журавский В. Украинский парламентаризм на современном этапе: Теоретико-правовой аспект: Монография. - К., 2001; Конституционное законодательство Украины. - К., 2000; Очерки парламентского права: Зарубежный опыт. - М., 1993; Сравнительное конституционное право. - М., 1996; Чудаков М. Конституционное право зарубежных стран. - Минск, 2001.

Г. Зеленько