Личная выгода - польза, прибыль (выгоду),что получает человек от определенного вида деятельности в условиях рыночных отношений. Товаропроизводитель старается максимализировать свою личную материальную выгоду путем получения дополнительного количества денег по сравнению с потраченными им в процессе производства или другой деятельности. Но в рыночной системе выгоду ищет каждый производитель, стремясь произвести товары, которые больше всего ценятся на рынке. Поскольку этого желают и его соперники, не зная о планах друг друга, таких товаров будет произведено много, и цена на них упадет. Стремясь к своей выгоде, производители вступают друг с другом в конкуренцию, изготавливают продукт, что ценится в обществе, и снижают его цену. Получения наибольшей А.в. служит движущей силой рыночной экономической системы А. Смит писал, что «каждый индивидуал не стремится содействовать общественным интересам, он преследует только свою выгоду, но, как у всех многих случаях, невидимая рука ведет к результату, который не был частью его намерений». Следовательно, только через использование стремления человека к О. в. можно осуществить координацию деятельности миллионов производителей и побудить делать то, что необходимо, и так, как необходимо обществу в целом. Рынок через конкуренцию между товаропроизводителями ставит личную выгоду каждого как средство удовлетворения интересов всех. Однако, какой бы значительной не была О. в. как генератор рыночных отношений, рынок не всесилен и не может решить абсолютно все проблемы общества: управление народным хозяйством, социальной защите населения, оборона, экология и др. На помощь рыночном приходит государственное регулирование и рыночная экономика становится смешанной экономикой или социально ориентированной. Одной из ее основ является конкуренция продавцов и покупателей, которые руководствуются в своем поведении О. в.