2-й семестр
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
4. Электромагнитные колебания и волны
УРОК 15/57
Тема. Обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания и волны»
Цель урока: обобщить изученный материал и подготовить учащихся к тематическому оцениванию знаний.
Тип урока: урок закрепления знаний.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Урок необходимо посвятить подготовке учащихся к тематическому оцениванию знаний. Обобщая изученный материал, можно предложить учащимся задания в виде тестов с одним правильным ответом. Эти тесты предназначены для подготовки к самостоятельной работе и предлагаются всему классу для обсуждения без оценивания.
Это предоставит возможность для оперативной обратной связи и оценивания учителем степени готовности учащихся к этой работе. Вариант правильного ответа (А, Б, В или Г) учащиеся могут показывать, поднимая, например, 1, 2, 3 или 4 пальца. При этом работает весь класс, и ни у кого не будет возникать страха получить плохую оценку. Рассмотрим несколько примеров таких задач.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ
1. Емкость конденсатора колебательного контура увеличили в 3 раза, а с катушки контура вынули сердечник, вследствие чего ее индуктивность уменьшилась в 48 раз. Во сколько раз изменился период свободных электромагнитных колебаний в контуре?
А Уменьшился в 12 раз.
Бы Уменьшился в 4 раза.
В Увеличился в 4 раза.
Г Увеличился в 12 раз.
2. Во время свободных незатухаючих электромагнитных колебаний в контуре, состоящем из катушки индуктивности 40 мГн и конденсатора електроємністю 1 мкФ, максимальное напряжение на конденсаторе равно 60 В. Определите максимальную силу тока в катушке.
А 0,15 А.
Б 0,3 А.
В 9,5 А.
Г 12 А.
3. Во время свободных незатухаючих электромагнитных колебаний в колебательном контуре максимальный заряд конденсатора равен 20 мкКл. Сколько раз в минуту модуль заряда конденсатора приобретает значение 15 мкКл, если частота колебаний 1 кГц?
А 90 000.
Бы 120 000.
В 180 000.
Г 240 000.
4. В последовательной цепи переменного тока индуктивность катушки 10 мГн, электроемкость конденсатора 0,01 мкФ. Частоту переменного тока увеличивают от 8 до 12 кГц, не меняя амплитудного значения напряжения на полюсах источника тока. Определите, как изменяется амплитудное значение силы тока в цепи.
А Все время увеличивается.
Бы Все время уменьшается.
В Сначала увеличивается, затем уменьшается.
Г Сначала уменьшается, затем увеличивается.
5. В генераторе на транзисторе возникают электромагнитные колебания частотой 50 кГц. Что нужно изменить, чтобы частота колебаний уменьшилась до 25 кГц.
А Увеличить LCB в 2 раза.
Бы Уменьшить C в 2 раза.
В Увеличить L в 4 раза.
Г Уменьшить напряжение источника тока в 2 раза.
6. Напряженность электрического поля плоской электромагнитной волны колеблется вдоль направления север-юг, а индукция магнитного поля волны - вдоль вертикали. Определите возможное направление распространения волны.
А На север.
Бы На запад.
В Вверх.
Г На юг.
7. Определите длину электромагнитной волны в вакууме, если частота волны 500 МГц.
А 1,5 см.
Бы 6 см.
В 15 см.
Г 60 см.
8. В опытах Герца использования оцинкованного железа мало...
А ...поглощения электромагнитных волн.
...Отражения электромагнитных волн.
...Преломления электромагнитных волн.
Г ...излучения электромагнитных волн.
9. Определите функцию микрофона в радиосвязи.
А Преобразования электромагнитных волн в звуковые.
Бы Образование звуковых колебаний.
В Преобразования звуковых колебаний в электромагнитные.
Г Усиление звуковых колебаний.
10. Определите, для чего может потребоваться увеличение промежутка времени между импульсами радиолокатора.
А Для более точного определения направления на объект.
Для увеличения максимального расстояния обнаружения объекта.
В Для более точного определения расстояния до объекта.
Г Для уменьшения минимального расстояния обнаружения объекта.
Домашнее задание
1. Подр-1: §§ 26-37; подр-2: §§ 15-18.
2. Подготовиться к итоговому оцениванию знаний по теме «Электромагнитные колебания и волны».