ОТВЕТЫ К ИЗДАНИЮ
«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС. КОМПЛЕКСНАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ»
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Тема 1. Организм как живая система
Вариант 1: 1 в; 2 в; 3 б; 4 г; 5
а, в, г; 6 а, г; 7 а, в, г; 8 а, в.
Вариант 2: 1 а; 2 б; 3 а; 4 а; 5 б;
6 а, б, в; 7 а, б; 8 а, в.
Живые организмы: строение и обмен
веществ
Вариант 1: 1 г; 2 в; 3 а; 4 б; 5 а,
б, г; 6 а, в; 7 б, в; 8 а, г.
Вариант 2: 1 б; 2 г; 3 г; 4 а; 5 б,
в; 6 б; 7 а, б, г; 8 б, в.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Тема 1. Организм как живая система
Вариант 1
1. Дерево.
2. Рослиноїдними.
3. Глаз.
4. Растительноядные организмы - растения.
Плотоядные организмы - животные.
Растения - минеральные вещества и
вода из почвы, углекислый газ из воздуха.
5. Фотосинтез происходит только в
темноте.
+ Для питания животным нужны
готовые органические вещества.
+ Скорость роста растений зависит
от времени года.
- Черенкование - это разновидность полового
размножения.
- Рослиноїдним животным присуща
такая форма поведения, как охота.
+ На ночь большинство цветов сворачивают
свои лепестки - закрываются.
6. 1) Яйца; 2) гусеница; 3) куколка;
4) бабочка.
7. Приспособление пингвинов до
среды обитания
Составляющие среды обитания
|
Приспособление
|
Название
|
Значение
|
Отсутствие растений в Антарктиде,
где живут пингвины
|
Питаются рыбой
|
Питание связано не с
сушей, а океаном
|
Холодный климат в течение всего
года
|
Теплокровные животные с густым
перьями и запасами подкожного жира
|
Защита от морозов и холодной
океанской воды
|
Полгода царит полярная ночь
|
Уверенно охотятся ночью
|
Активность продолжается в течение
всего года
|
Вариант 2
1. Орган.
2. Растениям.
3. Корень.
4. Питание - потребление и
усвоение организмом питательных веществ.
Развитие - формирование органов,
становление их функций в организме.
Фотосинтез - процесс, во время которого
растения с помощью солнечного света вырабатывают органические вещества.
5. + Во время фотосинтеза растения
поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
- Процесс увеличения массы и размеров
организма называют дыханием.
+ Куколка - одна из стадий развития
некоторых насекомых.
+ Крокодил - плотоядное животное.
+ Зимняя спячка помогает животным
пережить холодный период.
- Большинство растений способны активно
передвигаться.
6. Слева: солнечный свет;
углекислый газ, минеральные вещества.
Справа: кислород; органические
вещества; вода.
7. Приспособление кактусов к
среды обитания
Составляющие среды обитания
|
Приспособление
|
Название
|
Значение
|
Сухой и жаркий климат пустынь
и полупустынь
|
Накапливают воду в мясистых
стеблях;
восковой налет на стеблях Могут
долго обходиться без воды
|
листья превратились в колючки;
экономно испаряют воду; защита от перегрева
|
Вариант 3
1. Питанием.
2. Ростом.
3. Письмо.
4. Рост - процесс увеличения массы и размеров
организма.
Размножение - воспроизведение
организмами себе подобных.
Обмен веществ - процесс преобразования
веществ в организме.
5. Фотосинтез - это процесс,
присущ всем растениям и животным.
+ Во время дыхания животные потребляют
кислород, а выделяют углекислый газ.
+ Воспроизведение живыми организмами
подобных себя называют размножением.
- Среда обитания организмов
не влияет на их рост и развитие.
+ Деление клетки и почкование - это
способы нестатевого размножения.
- Хищные животные питаются семенами
и плодами.
6. 1) Икринка; 2) головастик; 3)
головастик; 4) взрослая лягушка.
7. Приспособление щук до среды
проживание
Составляющие среды обитания
|
Приспособление
|
Название
|
Значение
|
Среда обитания - пресные
водоемы
|
Жабры;
обтекаемая форма тела;
вместо меха или перьев тело покрыто
чешуей
|
Дышат кислородом, растворенным в воде;
быстро продвигаются в воде;
быстро продвигаются в воде
|
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Тема 2. Природные и искусственные
экосистемы. Природные экосистемы
Вариант 1: 1 г; 2 в; 3 а; 4 в; 5 а,
в; 6 а, б, г; 7 б; 8 а, в.
Вариант 2: 1 в; 2 а; 3 г; 4 в; 5 в;
6 а, в, г; 7 а; 8 а, в.
Искусственные экосистемы
Вариант 1: 1 б; 2 б; 3 б; 4 в; 5 а,
в, г; 6 а, б, г; 7 а, б, г; 8 а, в, г.
Вариант 2: 1 б; 2 г; 3 а; 4 б; 5 а,
г; 6 б, в, г; 7 а, в; 8 а, б, г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Тема 2. Природные и искусственные
экосистемы
Вариант 1
1. Лес.
2. Опрыскивание деревьев ядовитыми для
насекомых веществами.
3. Гриб.
4. Органические удобрения - торф, зеленые
удобрения, птичий помет.
Неорганические удобрения нитратные
удобрения, фосфатные удобрения.
5. Найродючішим типом почв являются
черноземы.
К органическим удобрениям относятся навоз,
птичий помет, торф.
6. Сравнительная характеристика
природных и искусственных экосистем
Характеристика
|
Экосистемы
|
Природные
|
Искусственные
|
Созданные человеком или такие, что
существуют в природе
|
Существуют в природе
|
Созданные человеком
|
Как их использует человек
|
Как источник ресурсов; зоны
отдыха; заповедные территории источник продуктов питания и промышленной
сырья;
|
Как место проживания; место
отдыха
|
Примеры экосистем
|
Мировой океан;
лес, степь;
пресный водоем
|
Город;
поле, огород, сад; парк
|
7. Цветы - бабочка - лягушка.
Зеленый горошек - мышь - хищная птица.
Яблони - тля - жук солнышко.
В цепях питания на первом месте
находятся растения, поскольку только они способны в процессе фотосинтеза из минеральных
веществ, воды и углекислого газа с помощью хлорофилла образовывать на
солнечном свете органические вещества, которыми потом питаются животные.
Вариант 2
1. Гумусом.
2. Плодородием.
3. Пшеница.
4. Экосистема леса - береза, сосна,
белый гриб.
Экосистема сада - яблоня, вишня.
5. Органические вещества почв
называют гумусом.
Вредителями полей, садов и огородов есть
такие насекомые, как колорадский жук, долгоносик, саранча, гусеница.
6. Сравнительная характеристика
экосистем озера и аквариума
Характеристика
|
Экосистемы
|
Озеро
|
Аквариум
|
Естественная или искусственная экосистема
|
Естественная
|
Искусственная
|
Как их использует человек
|
Для рыборазведения; зона
отдыха;
Для рыборазведения; источник
пресной воды
|
Предмет для релакса;
демонстрация различных видов водных
растений и животных
|
Живые организмы, населяющие и
экосистему
|
Растения: камыш, латапя белое,
кувшины желтые, ряска, осока. Животные: лягушка, рыбалка, лебедь, бобер,
водомірка, щука, карась
|
Водоросли, меченосцы, гуппи,
телескопы, кометы, улитки, личинки комаров
|
7. Злаковые растения - хомяк -
лиса.
Дождевой червяк - перепелка -
степной орел.
В пищевых цепях питания на
первом месте находятся растения, поскольку только они способны в процессе
фотосинтеза из минеральных веществ, воды и углекислого газа с помощью
хлорофилла образовывать на солнечном свету органические вещества, которыми потом
питаются животные.
Вариант 3
1. Торф.
2. Удобрениями.
3. Клумба.
4. Вредители - жук-короед, гусеница,
тля.
Полезные животные - дождевой червь,
шпак.
5. Способность почвы обеспечивать
рост растений называют плодородием. К элементов зеленой архитектуры относятся -
клумбы, альпийские горки, беседки, искусственные водоемы и фонтаны, скульптуры.
6. Сравнительная характеристика
экосистем леса и сада
Характеристика
|
Экосистема
|
Лес
|
Сад
|
Естественная или искусственная экосистема
|
Естественная
|
Искусственная
|
Как их использует человек
|
Как источник древесины, диких ягод,
грибов, лекарственных растений; зоны отдыха; заповедные территории
|
Для выращивания фруктов и ягод
|
Живые организмы, которые населяют
экосистему
|
Растения: дуб, сосна, клен, липа,
береза, лещина, боярышник, черемуха, бузина, терн, ландыш, плющ, лесные земляники,
подснежника.
Животные: медведь, лось, олень,
волк, лиса, белка, заяц, еж, лесная мышь, гадюка
|
Растения: яблоня, груша, слива,
вишня, абрикос, черешня, аргус, смородина, малина, калина, облепиха. Животные:
крот, лягушка, дрозд, пчела, муравьи, божья коровка, жужелица, майский жук, тля
|
7. Травянистые растения - саранча -
насекомоядное птица.
Злаковые растения - мышь - хищная птица.
В пищевых цепочках на первом
месте находятся растения, поскольку только они способны в процессе фотосинтеза из
минеральных веществ, воды и углекислого газа с помощью хлорофилла
образовывать на солнечном свету органические вещества, которыми потом питаются
животные.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Тема 3. Рукотворные системы Силы и
их измерения
Вариант 1: 1 в; 2 а; 3 г; 4 в; 5 а,
г; 6 а; 7 б, в; 8 а, б.
Вариант 2: 1 б; 2 в; 3 в; 4 а, г; 5
а; 6 в; 7 в; 8 а, в.
Простые и сложные механизмы
Вариант 1: 1 в; 2 б; 3 г; 4 а; 5 б;
6 г; 7 а, в, г; 8 а, г.
Вариант 2: 1 а; 2 в, г; 3 г; 4 в; 5
б; 6 б; 7 г; 8 а, г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Тема 3. Рукотворные системы
Вариант 1
1. Глину.
2. Рычаг.
3. Трамвай.
4. Ножницы - рычаг; дрель - винт; горная
дорога - наклонная плоскость.
5. + Для создания механизмов не
используют глину.
- Трение возникает между телами, находящимися
на определенном расстоянии друг от друга.
- Экскаватор - это простой механизм.
6. Ветровое стекло - из стекла, руль - с
металла и пластмассы, кузов - из металла, двери - из металла, покрышки и камеры
колес - из искусственной резины.
7. Взаимодействуют тела людей, которые
играют и бьют по мячу (их руки) и сам мяч с воздухом, в котором мяч
летает.
Вариант 2
1. Притяжения.
2. Винт.
3. Ветряки.
4. Мясорубка - винт; топор -
клин; ручка двери рычаг.
5. - Пластмасса - это природный
материал, который используют для изготовления машин.
+ Сжатая пружина распрямляется
под действием силы упругости.
+ Мерой взаимодействия тел является сила.
6. Седло - из искусственной кожи, руль -
из металла, педали - из пластмассы, покрышки и камеры колес - из искусственной резины,
багажник - из металла.
7. Взаимодействуют тела людей, которые
играют и бьют по мячу (их ноги), сам мяч с поверхностью земли, по которой мяч
катится.
Вариант 3
1. Бумага.
2. Динамометром.
3. Элемент питания.
4. Лестница - наклонная плоскость; педаль
велосипеда - рычаг; топор - клин.
5. + Для создания машин и механизмов
используют металлы.
+ Скорость тела может меняться
под действием силы.
- Примером машины есть лопата.
6. Ветровое стекло - из стекла, двери - с
металла, покрышки и камеры колес - из искусственной резины, корпус - из металла, руль - с
металла и пластмассы.
7. Взаимодействуют тела людей, которые
играют и бьют по мячу (их ракетки), сам мяч и поверхность земли, на которую мяч
падает после удара по нему ракеткой.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Тема 4. Биосфера - самая большая живая
система. Биосфера и ее изменение под воздействием человека
Вариант 1: 1 б; 2 а; 3 в; 4 б; 5 а,
б, г; 6 а; 7 б, г; 8 б, в, г.
Вариант 2: 1 б; 2 в; 3 б; 4 г; 5 б,
в; 6 б; 7 а, в; 8 а, г.
Разнообразие и охрана биосферы
Вариант 1: 1 б; 2 г; 3 в; 4 а; 5 а,
б, в; 6 а, в; 7 а, в, г; 8 а, в.
Вариант 2: 1 в; 2 б; 3 б; 4 б; 5 б,
в; 6 б, в; 7 а, б; 8 а, в.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Тема 4. Биосфера - самая большая живая
система
Вариант 1
1. Литосферы.
2. Создание заповедников.
3. Подснежник белоснежный.
4. Биосфера - самая большая экосистема
Земли. В ней постоянно происходит круговорот веществ. Главным источником энергии
для процессов, происходящих в биосфере, является Солнце. Благодаря его свету и теплу
на Земле существует жизнь.
5. Природоохранные территории -
заповедник, национальный парк, заказник.
Места, в которых содержат животных,-
ферма, зоопарк.
6. Роль растений и животных в биосфере
Характеристика
|
Растения
|
Животные
|
Производят органические вещества
|
+
|
|
Потребляют готовые органические
вещества
|
|
+
|
Отмершие остатки разрушаются,
образуя органические вещества почв
|
+
|
+
|
Выделяют кислород в атмосферу
|
+
|
|
7. Последствия охоты и рыболовства
Охота и рыболовство
|
Польза для человека:
|
Вред для природы:
|
источник белковых продуктов
питания;
|
уничтожение видов животных и рыб;
|
отдых, полезный для здоровья;
|
загрязнение мусором лесов и
водоемов;
|
изучение природы родного края
|
запугивание других видов животных, на
которых не разрешена охота и
|
Вариант 2
1. Список редких и исчезающих
видов организмов.
2. Национальные парки.
3. Махаон.
4. Биосфера - это оболочка Земли,
заселена живыми организмами. Она включает в себя всю гидросферу, нижнюю часть
атмосферы и верхнюю часть литосферы.
5. Разрушение биосферы - охота,
загрязнение окружающей среды, вырубка лесов.
Охрана биосферы - создание
заповедников, охрана редких видов организмов.
6. Влияние человека на биосферу
Виды деятельности
|
Положительный
|
Отрицательный
|
Загрязнение окружающей среды
|
|
+
|
Создание заповедников и других
природоохранных территорий
|
+
|
|
Пропаганда бережного отношения к
природы
|
+
|
|
Строительство городов и дорог и
|
|
+
|
7. Последствия строительства городов и
путей
Строительство городов и дорог
|
Польза для человека:
|
Вред для природы:
|
люди получают дома для
жительства и работы, дороги для передвижения;
|
уничтожаются места обитания растений
и животных;
|
люди получают рабочие места на
строительстве
|
машины и механизмы,
используют во время строительства, загрязняют оболочки Земли;
|
Вариант 3
1. Биосферой.
2. Заповедники.
3. Аист.
4. Растения относятся к производителям
органических веществ. Животные - основные потребители органических веществ. Грибы и
бактерии разрушают сложные вещества погибших растений и животных.
5. Растения и животные, включенные-
лебедь малый, подснежник белоснежный.
Растения и животные, которые не включены,-
жук колорадский, комар малярийный, одуванчик обычный.
6. Виды деятельности, разрешенные в
заповедниках и лесах, которые не находятся под охраной
Вид деятельности
|
Заповедник
|
Лес
|
Туризм
|
|
+
|
Устройство пикников
|
|
+
|
Фотографирование
|
+
|
+
|
Наблюдения за растениями и
животные
|
+
|
+
|
7. Последствия работы заводов
Работа заводов
|
Польза для человека:
|
Вред для природы:
|
производство товаров;
|
использования природных ресурсов;
|
трудоустройство людей
|
загрязнения отходами производства
всех оболочек Земли
|