Ереси (от старогрецьк. hairesis - отбор, убеждения, постижения) - религиозные учения, отличные от официальной религиозной доктрины; сознательное противостояние официально признанной религиозной организации. В разные времена термин "Е." наполнялся разным смысловым содержанием. В эпоху античности он означал "учение", "школу", а в эпоху господства христианства в средневековой Европе означал "лжеучение", "зло". Тогдашняя церковь называет Е. любое учение, мировоззрение, действие, которые шли вразрез с церковными догматами и предписаниями. Есть. дифференцируют по социальной базой, например, крестьянские (апостольские братья, табориты, лалларди), бюргерские (альбигойцы, катары), по идейному содержанию и степени радикальности к отрицание ортодоксии выделяют антринітарні Есть., уходящих своими корнями арианства, несторіанства, монофизитства; дуалистические, что опираются на манихейство, мистико - пантеистические, из которой происходила идея равенства состояний, ненужности церкви в деле спасения. Основные аргументы представители Есть. черпали, как правило, из Библии. Объектами критики чаще всего были институт церкви и духовенство. Еретиков часто наказывали смертью. Для борьбы с ними были созданы специальные ордена, а с XIII в. - суды инквизиции (от лат. inquisito - розыск), которые действовали почти во всех католических странах в течение столетий, ведя тайную слежку, применяя разнообразные пытки, конфискации имущества осужденных и т.д. Под названием Конгрегация св. Канцелярии инквизиция просуществовала до 1965 г., когда была преобразована в Конгрегацию вероучения, которая осуществляет ряд функций предыдущих инквизиции, но другими методами. Возглавляли Е., как правило, выдающиеся личности, интеллектуалы, не ординарно мыслящие, смелые, волевые и отчасти самоуверенные люди. Требуя от господствующей церкви
справедливости, равенства, толерантности, сами нередко в отношении нее были нетерпимы.
История инквизиции. - М., 2004; Керне Э. Дорогами христианства: История церкви. - М., 1992; Кюнг Г. Великие христианские мыслители. - СПб., 2000; Ткач М. Ы. Тайны католических монашеских орденов. - М., 2003.
А. Черный