Стилистические функции
средств словообразования
Исключительно важная роль в
выражении самых разнообразных лексических значений, которые свойственны словам и многим
сочетаниям слов, принадлежит средствам словообразования, особенно афіксам (префіксам,
суфіксам, частично и флексіям), основоскладанню. Каждый словообразовательный аффикс всегда
весомый и функционально, потому что предоставляет корневой части слова с внешней или
нулевой флексией или корневой части неизменного повнозначного слова чего-то
нового, какой-то дополнительной семантики, а с ней и определенной экспрессивности,
эмоциональности, сравн.: дед - дедушка - дідуньо - дідусько - дідисько - дідище -
старик; белый - белее - пребілий - беленький - беленький - біловастий -
белокурый - самый белый.
Функции словотвірних
средств языковых единиц практически реализуются в речи всех носителей конкретного
языка, следовательно, и тех, кто не знаком с мовознавчою теорией, а в ее рамках и с
теории словообразования.
Словообразовательный аффикс - это
явление одновременно и лексическое, и морфологическое, и стилистическое, потому что каждый суффикс или
префикс всегда придает семантике корневой (основной, стержневой) части слова
или совсем нового лексического значения (песня - песенник, строение - перестройка),
или значения только дополнительного, особого, которое дополняет, видоизменяет то, что
выражается корневой частью слова. Словообразовательный аффикс, как известно, превращает
структурно непроизводная слово в производное. Индивидуальность, своеобразие афіксного
оформление слов зависит от их частиномовної принадлежности, потому что слова каждой
отдельной части речи имеют в определенном объеме свою неповторимую систему префиксов и
суффиксов, например, суффиксы-анн-, -анн-, инн - относятся к суффиксам
отглагольных существительных (любовь, желание, сопоставление, горение). Такие
существительные, будучи семантически родственными с близькозвучними глаголами (любить,
желать, сопоставлять, гореть), характерные в основном (кроме любви и любить)
книжных стилей языка, особенности официально-делового и научного, обозначают
опредмечену действие и относятся к продуктивных языковых единиц.
Стилистическое значение,
функция переменного повнозначного слова выражается всей присущей ему формой,
которая является носителем наиболее существенных для слова качеств - его лексического и грамматических
значений. Словотвірні аффиксы - это своеобразные форманты, т.е. части слова, с
которых оно образуется. Ими по-разному видоизменяется семантика слов, их
корневая часть, которая представляет лексическое ядро слова, которое в более или менее
развернутой группе родственных с ним слов: рука - руке - ручка - помолвлен;
речь - разговор - языковой - разговаривать - заказывать - проговаривать и др. Простое
повнозначне слово может иметь в своей основе (в части слова без флексии) несколько
аффиксов, но не более пяти префиксов: пере-толкают-ува-нн-я, с-по-род-н-ый,
как-най-все-к-с - вол-ен-иш-ый.
Отдельная проблема в теории
и практике словообразования - это преобладающая принадлежность лексем с определенным словообразовательному
афіксом к стилю языка. Заметно устоявшейся закономерности в этом нет, потому
только совсем ограниченное количество суффиксов ни при каких условиях не может
использоваться в определенных жанрах конкретного стиля. Например, слова из
суффиксом (суффиксами) субъективной оценки (ласковости или пренебрежительности) не
свойственные таким письменным жанрам официально-деловой речи, как заявление,
объявление, автобиография, удостоверение, справка и т.д. Не характерны слова с
такой экспрессией, эмоциональностью и для академически-научного подстиля
(жанра). Зато суфіксальні слова с выразительной объективно-субъективной оценкой
(нежности или огрубленности и т.п.) природные и функционально активные многих
коммуникативных ситуаций в разговорно-бытовом и художественном стилях, по крайней мере в
некоторых жанрах этих стилей, в доброжелательном или осудливому домашнем речи
т.д.
Украинский язык имеет очень
разветвленную систему словотвірних средств, особенно суфіксальних. их семантические
возможности и стилистические функции бесчисленные. Каждый отдельный словообразовательный аффикс -
суффикс или аффикс - префикс - это семантически и стилистически неповторимая, чисто
индивидуальная языковая единица, которая не может быть компенсирована и заменена никаким
другим афіксом, потому что каждый из них выполняет в структуре слова свою функцию.
Например, суффикс-еньк - коммуникативно ориентированный на выражения словом
дополнительное значение уменьшительности или ласковости, голубливості (реченька), тогда
как с суффиксом-ищ - нередко связана экспрессия, эмоциональность чего-либо
положительного (веселище, зрелище, переможище), или негативного {дідище). Группа
слов с этим суффиксом может восприниматься и нейтрально: положение, пристанище,
фамилия и др.
Роль словотвірного
афікса относительно корневой части слова всегда семантическая, но неравноценна, поскольку в
одних случаях суффикс или префикс образует новую лексему (море - моряк, дед -
прадед), а в других только придает ей некого смыслового оттенка: снег -
снежок, старый - престарый. Первый способ словообразования можно считать семантическим,
второй - напівсемантичним, потому что, например, слова автор и соавтор, друг -
недруг, школа - школьник, учитель - учительница семантически разные, а писать -
написать, лес - лесок - объединенные общностью семантики: они различаются
только лексически-смысловым оттенком. Словотвірна основа в обоих случаях
лексико - семантическая, семантическая: в расчет берут лексическое значение слов и свойственную
им экспрессию (виражальну способность и функциональную ориентированность), которые
привносятся суффиксом (суффиксами) или префиксом (префиксами) к корневой
части слова. В зависимости от суффикса или префикса повнозначне слово приобретает такой
стилетвірної качества, которая также определяет и его принадлежность к определенному стилю
языка.
Стилистическую
дифференциацию средств словообразования (прежде всего суффиксов) в языкознании уже
осмысленно и определен достаточно полно. Это подтверждается как учебной литературой
по проблемам словообразования (И. Чередниченко, А. Коваль, А. Пономарев и др.), так и
рядом специальных исследований, статей (И. Ковалик, Н. Клименко, В. Греіцук, К.
Городенская, В. Горпинич, С. Сикорская и др.).