Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Стилистические функции средств словообразования

 

Исключительно важная роль в выражении самых разнообразных лексических значений, которые свойственны словам и многим сочетаниям слов, принадлежит средствам словообразования, особенно афіксам (префіксам, суфіксам, частично и флексіям), основоскладанню. Каждый словообразовательный аффикс всегда весомый и функционально, потому что предоставляет корневой части слова с внешней или нулевой флексией или корневой части неизменного повнозначного слова чего-то нового, какой-то дополнительной семантики, а с ней и определенной экспрессивности, эмоциональности, сравн.: дед - дедушка - дідуньо - дідусько - дідисько - дідище - старик; белый - белее - пребілий - беленький - беленький - біловастий - белокурый - самый белый.

Функции словотвірних средств языковых единиц практически реализуются в речи всех носителей конкретного языка, следовательно, и тех, кто не знаком с мовознавчою теорией, а в ее рамках и с теории словообразования.

Словообразовательный аффикс - это явление одновременно и лексическое, и морфологическое, и стилистическое, потому что каждый суффикс или префикс всегда придает семантике корневой (основной, стержневой) части слова или совсем нового лексического значения (песня - песенник, строение - перестройка), или значения только дополнительного, особого, которое дополняет, видоизменяет то, что выражается корневой частью слова. Словообразовательный аффикс, как известно, превращает структурно непроизводная слово в производное. Индивидуальность, своеобразие афіксного оформление слов зависит от их частиномовної принадлежности, потому что слова каждой отдельной части речи имеют в определенном объеме свою неповторимую систему префиксов и суффиксов, например, суффиксы-анн-, -анн-, инн - относятся к суффиксам отглагольных существительных (любовь, желание, сопоставление, горение). Такие существительные, будучи семантически родственными с близькозвучними глаголами (любить, желать, сопоставлять, гореть), характерные в основном (кроме любви и любить) книжных стилей языка, особенности официально-делового и научного, обозначают опредмечену действие и относятся к продуктивных языковых единиц.

Стилистическое значение, функция переменного повнозначного слова выражается всей присущей ему формой, которая является носителем наиболее существенных для слова качеств - его лексического и грамматических значений. Словотвірні аффиксы - это своеобразные форманты, т.е. части слова, с которых оно образуется. Ими по-разному видоизменяется семантика слов, их корневая часть, которая представляет лексическое ядро слова, которое в более или менее развернутой группе родственных с ним слов: рука - руке - ручка - помолвлен; речь - разговор - языковой - разговаривать - заказывать - проговаривать и др. Простое повнозначне слово может иметь в своей основе (в части слова без флексии) несколько аффиксов, но не более пяти префиксов: пере-толкают-ува-нн-я, с-по-род-н-ый, как-най-все-к-с - вол-ен-иш-ый.

Отдельная проблема в теории и практике словообразования - это преобладающая принадлежность лексем с определенным словообразовательному афіксом к стилю языка. Заметно устоявшейся закономерности в этом нет, потому только совсем ограниченное количество суффиксов ни при каких условиях не может использоваться в определенных жанрах конкретного стиля. Например, слова из суффиксом (суффиксами) субъективной оценки (ласковости или пренебрежительности) не свойственные таким письменным жанрам официально-деловой речи, как заявление, объявление, автобиография, удостоверение, справка и т.д. Не характерны слова с такой экспрессией, эмоциональностью и для академически-научного подстиля (жанра). Зато суфіксальні слова с выразительной объективно-субъективной оценкой (нежности или огрубленности и т.п.) природные и функционально активные многих коммуникативных ситуаций в разговорно-бытовом и художественном стилях, по крайней мере в некоторых жанрах этих стилей, в доброжелательном или осудливому домашнем речи т.д.

Украинский язык имеет очень разветвленную систему словотвірних средств, особенно суфіксальних. их семантические возможности и стилистические функции бесчисленные. Каждый отдельный словообразовательный аффикс - суффикс или аффикс - префикс - это семантически и стилистически неповторимая, чисто индивидуальная языковая единица, которая не может быть компенсирована и заменена никаким другим афіксом, потому что каждый из них выполняет в структуре слова свою функцию. Например, суффикс-еньк - коммуникативно ориентированный на выражения словом дополнительное значение уменьшительности или ласковости, голубливості (реченька), тогда как с суффиксом-ищ - нередко связана экспрессия, эмоциональность чего-либо положительного (веселище, зрелище, переможище), или негативного {дідище). Группа слов с этим суффиксом может восприниматься и нейтрально: положение, пристанище, фамилия и др.

Роль словотвірного афікса относительно корневой части слова всегда семантическая, но неравноценна, поскольку в одних случаях суффикс или префикс образует новую лексему (море - моряк, дед - прадед), а в других только придает ей некого смыслового оттенка: снег - снежок, старый - престарый. Первый способ словообразования можно считать семантическим, второй - напівсемантичним, потому что, например, слова автор и соавтор, друг - недруг, школа - школьник, учитель - учительница семантически разные, а писать - написать, лес - лесок - объединенные общностью семантики: они различаются только лексически-смысловым оттенком. Словотвірна основа в обоих случаях лексико - семантическая, семантическая: в расчет берут лексическое значение слов и свойственную им экспрессию (виражальну способность и функциональную ориентированность), которые привносятся суффиксом (суффиксами) или префиксом (префиксами) к корневой части слова. В зависимости от суффикса или префикса повнозначне слово приобретает такой стилетвірної качества, которая также определяет и его принадлежность к определенному стилю языка.

Стилистическую дифференциацию средств словообразования (прежде всего суффиксов) в языкознании уже осмысленно и определен достаточно полно. Это подтверждается как учебной литературой по проблемам словообразования (И. Чередниченко, А. Коваль, А. Пономарев и др.), так и рядом специальных исследований, статей (И. Ковалик, Н. Клименко, В. Греіцук, К. Городенская, В. Горпинич, С. Сикорская и др.).