Раздел второй
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Тема 10. ЕВРОПА
Европа является частью мира, большая часть территории которой находится в Восточном полушарии. Ґібралтарська пролив отделяет ее от Африки, Босфор и Дарданеллы - от Азии, восточная и юго-восточная условная граница проходит вдоль восточных предгорий Урала и по главном Кавказском хребте.
Европе как континента присущи следующие особенности. Во-первых, она является большим единым монолитом с Азией и поэтому разделение на Европу и Азию имеет скорее исторический, чем физико-географический характер. Во-вторых, она сравнительно небольшая по площади - около 10,5 млн. км2 (вместе с европейской частью России и Турции), то есть большая от Канады всего на 500 тыс. км2. Меньше Европу только Австралия. В-третьих, значительная часть территории Европы состоит из полуостровов - Пиренейского, Апеннинского, Балканского, Скандинавского. В-четвертых, материковую часть Европы окружают довольно большие острова (Великобритания, Шпицберген, Новая Земля, Исландия, Сицилия, Сардиния и др.), которые значительно расширяют ее территорию. В-пятых, Европа - единственный материк, не занимает зоны тропиков, а это значит, что естественное разнообразие климатических поясов и растительных зон здесь несколько ниже.
Европа была и остается важным макрорегіоном в политической, экономической и культурной жизни всей планеты.
В пределах Европы размещены 43 независимые государства. По размерам территории они небольшие и довольно компактные. Крупнейшими государствами Европы является Украина, Франция, Испания, Швеция, которые занимают площадь в соответствии 603,7; 552,0; 504,8; 449,9 тыс. км2. Россия является евразийской державой, занимая площадь 17,1 млн. км2. Площадь от 100 до 449 тыс. км2 имеют только двенадцать стран Европы. 19 стран обладают площадью от 20 до 100 тыс. км2. Наименьшую площадь занимают так называемые страны - карлики: Ватикан, Андорра, Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта.
Все европейские страны, за исключением Ватикана, входящих в Организацию Объединенных Наций.
Долгое время Европа XX в. была поделена на две части - Восточную и Западную. В первую входили бывшие так называемые социалистические страны (Центрально-Восточная или Средняя и Восточная Европа), а ко второй - капиталистические (Западная Европа). События конца 80-х-начале 90-х годов коренным образом изменили характер современной эпохи. Распад социалистической системы привел к объединению немецких земель в единое государство (1990 г.), образование самостоятельных независимых государств на территории бывшего Советского Союза (1991 г.), распада Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) в 1992 г., Чехословакии - в 1993 г. Все это имело не только политическое, но и важное экономическое значение. Центрально-Восточная и Восточная Европа, а также страны Адріатично-Черноморского субрегиона постепенно создают рыночное хозяйство.
Новая фаза разрядки, начавшаяся в конце 80-х-начале 90-х годов XX ст., создала совершенно новую ситуацию. Идея общеевропейского дома от Атлантики до Урала стала объективной реальностью. Создались условия для существования различных форм интеграции в различных регионах Европы, включая Центрально-Восточную и Восточную Европу. Первой такой "ласточкой" в условиях новой Европы была попытка создать межгосударственное объединение еще в начале 1990-х годов, которое соседние государства в составе Австрии, Венгрии, Италии и бывших Чехословакии и Югославии назвали "Пентагоналією" (теперь "Октагональ"). Такое сочетание разных по политическим и социально-экономическим положением государств показало, что соседние государства имеют немало общих проблем (защита окружающей среды, использование энергетики, сотрудничество в области культуры, НТП). После распада СЭВ в Центрально-Восточной Европе возник геополитический вакуум. Выход из него страны ищут в региональной и субрегиональной интеграции. Так, в феврале 1991 г. возникло Вишеградське субрегиональное объединение в составе Польши, Венгрии и бывшей Чехословакии, которое преследовало цель ускорить вхождение этих стран в общеевропейские интеграционные процессы.
Бывшая Чехословакия в апреле 1990 г. выступила с инициативой сделать ее связующим звеном между Дунайско-Ядранськими сообществами (Австрия, Венгрия, Италия, Югославия) и Балтийским сообществом, то есть закладывалась идея глобального выхода из экономического кризиса, в котором оказались страны - члены бывшего СЭВ, с подключением в перспективе стран Балтии.
После распада СССР Украина предложила реализовать Балтийско-Черноморскую доктрину, разработанную еще в начале XX в. выдающимся украинским географом Степаном Рудницкий: создание межгосударственного объединения в составе Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Беларуси и Украины, что способствовало бы выживанию этих государств в новых экономико - политических условиях и служило бы своеобразным барьером против экспансии российского империализма в Центрально-Восточную и Западную Европу.
Достаточно жизненной оказалась также Черноморская доктрина. В июне 1992 г. была создана организация Черноморского Экономического Сотрудничества государств в составе Албании, Болгарии, Греции, Румынии, России, Молдовы, Турции, Грузии, Армении, Украины, Азербайджана. Однако широкомасштабного сотрудничества в рамках этой организации не налажено.
Об углублении регионального сотрудничества соседних стран свидетельствует и создание в феврале 1993 г. ассоциации Карпатского Еврорегиона, в которой объединились органы местного самоуправления Польши, Венгрии, Украины, Словакии и Румынии. В 1995 г. подписано соглашение о создании еврорегиона "Буг", в который вошли приграничные территории Польши и Украины.
Особая ситуация сложилась в новообразованных странах Балканского полуострова. Здесь до сих пор не урегулированы межэтнические отношения. Опасным для европейской и мировой стабильности является регион Косово, нестабильной остается ситуация в Боснии и Герцеговине. Значительную стабилизирующую роль в этом регионе играют миротворческие силы ООН. Однако политическая напряженность продолжается.
После распада СССР коренным образом изменилось геополитическое положение в Восточной Европе. "Путч" 19-21 августа 1991 г., который преследовал цель сохранения советской империи, ускорила ее распад. В Украине Первого декабря состоялся референдум, на котором за Независимую Самостоятельную Украинскую Державу проголосовало более 90% избирателей.
Бывшие советские республики, получив независимость, начали создавать равноправные объединения. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Беларусь) с участием лидеров трех новообразованных государств - Ельцина (Россия), Кравчука (Украина) и С. Шушкевича (Беларусь) создано Содружество Независимых Государств (СНГ), к которой впоследствии присоединились и другие республики бывшего Советского Союза (кроме стран Балтии).
В Западной Европе активно осуществляется идея углубления общеевропейской интеграции в рамках Европейского Союза - экономической, валютной модели объединения, которая основывается на экономической и политической целесообразности и общих выгодах стран - участниц.
Важным событием, которое состоялось в ноябре 1991 г. в Люксембурге, стал договор между двумя европейскими организациями - ЕС и ЕАСТ о создании единого экономического пространства на территории 19 стран Европы.
Украина, поддерживая якнайтісніші связи с соседними государствами, ищет новых надежных партнеров в Европе. Например, 23 марта 1993 г. в штаб-квартире Европейского Союза (ЕС) было парафировано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной, 14 июня этого же года в Люксембурге ее подписал тогдашний президент Украины Л.Кравчук. 9 ноября 1995 г. Украину приняли в Совет Европы.
Еще до недавнего времени существовали два антагонистических типа экономики - свободная, или рыночная экономика, где связи между отдельными предприятиями осуществляются через рыночную систему хозяйствования, и плановая, в которой к тому же вся хозяйственная система подчинена единой метрополии; сюда принадлежали страны бывшего СССР и СЭВ. Однако после краха коммунистической системы государства, образовавшиеся на этих территориях, стали на путь рыночных преобразований.
Интересно отметить, что доктрину социальной рыночной экономики разработали западногерманские ученые - экономисты, то есть ее родиной является страна со слабыми либеральными традициями, где рыночный механизм хозяйствования не имел существенных традиций. Тогда как Великобритания, Франция, страны Бенилюкса в послевоенные годы оказывали предпочтение государственному регулированию экономики, то есть вмешательство государства в процесс воспроизводства и формирования рыночных отношений. И только в конце 70-х-начале 80-х годов XX в. в англосаксонских странах восстановилась доктрина социальной рыночной экономики.
Первым значимым европейским объединением стало Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), или "Общий рынок", которое стало объединением государств, которые пытаются достичь политического и экономического единства. Страны - члены Сообщества считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы. Договор о таком сотрудничестве подписан еще в 1957 г. Сначала его участниками были шесть европейских государств - Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург, Голландия. Сейчас в эту международную организацию, которая с 1992 г. носит название Европейский Союз (ЕС), входят 15 стран: Бельгия, Германия, Дания, Франция, Греция, Великобритания, Ирландия, Италия, Люксембург, Голландия, Португалия, Испания. В 1994 г. принято еще три государства: Швецию, Финляндию и Австрию.
Численность населения стран - членов Европейского Союза - более 320 млн. человек, т.е. больше, чем в США (278,4 млн. человек). С 1967 г. ЕС имеет такие межгосударственные органы: Совет Министров - законодательный орган; Европейскую Комиссию - исполнительный орган; Европейский Парламент - контролирующий орган; Суд - высший судебный орган. В последнее время все большее значение приобретает создана в 1974 г. Европейский Совет.
К 1970 г. страны - участницы ЕС вносили свои средства в общий бюджет, а с 1970 г. Сообщество имеет собственные средства, независимые от бюджетов стран, входящих в него.
Другой европейской организацией является Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ), которая существует с января 1960 г. На момент создания ассоциации в нее входили Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Великобритания, Исландия и Португалия. Сейчас ЕАСТ насчитывает четыре страны - участницы: Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. В отличие от ЕС в ЕАСТ не существует наднациональных органов, которые бы имели право издавать законы.
В торговле между странами ЕАСТ существует режим свободного бесплатного торгового оборота, который действует только для промышленных товаров и не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.
С укреплением ЕС значение ЕАСТ постепенно уменьшается, и поэтому многие страны вышли из этой организации и вступили в ЕС. Этот процесс выхода стран из ЕАСТ продолжается.
Проблемы безопасности и коллективной обороны стран Западной Европы решаются в рамках НАТО, членами которого являются Бельгия, Франция (участвует только в политических структурах), Голландия, Люксембург, Великобритания, Дания, Исландия, США, Канада, Норвегия, Португалия, Италия; от 1952 г. - Греция, Турция, от 1982 г. - Испания, а также Польша, Чехия, Венгрия (с 1999 г.). Страны Центрально-Восточной Европы ориентируют свою политику на немедленное вступление в ЕС и НАТО. Среди других стран наиболее вероятными претендентами являются Словения, Эстония, Литва, Латвия.
Важным объединением европейских государств остается Центральноевропейская Инициатива (ЦЕИ), созданная в 1989 г. В нее входят Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Италия, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Венгрия, Украина. Ее деятельность направлена на многостороннее сотрудничество в политической и социально-экономической сферах, укрепления стабильности и безопасности в регионе. Украина стала членом ЦЕИ в 1996 г.
Единственной международной организацией, объединяющей страны практически всей Европы, является Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она периодически проводит совещания на уровне глав государств, где обсуждаются проблемы безопасности и сотрудничества.
Создание "Общего Европейского Дома" продолжается. Этому способствовало подписание в 1992 г. в Маастрихте (Голландия) сделки, определила новые перспективы развития Европейского Союза. В связи с этой соглашением, в свободной Европе формируется новая хозяйственная, культурная и политическая единство, которое будет отвечать требованиям свободной рыночной экономики XXI века.