Урок 56
Тема. Слова, которые называют признаки предметов. Роль прилагательного (без употребления термина) в речи. Произношение и правописание слова признак
Цель: ознакомить учащихся со словами - признаками предметов; формировать умение ставить вопросы к названий признаков предметов; обогащать лексический запас учащихся; воспитывать старательность, внимательность.
Оборудование: предметные рисунки перца, арбуза, тигра.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Анализ проверочной работы
III. Работа над изучением нового материала
1. Проблемная ситуация
- Прочитайте записанные на доске загадки и отгадайте их.
• Я ..., я ...
Отгадайте, кто такой.
(Пропущено: красный, горький. Отгадка: перец.)
• ..., а не мяч,
... , а не трава,
с хвостом, а не мышь,
... , а не мед.
(Пропущено: круглый, зеленый, сладкий. Отгадка: арбуз.)
• Он такой ..,
Он такой ... ,
... в тайге -
Перед ним трепещут все.
(Пропущено: полосатый, клыкастый, самый страшный. Отгадка: тигр.)
- Можете отгадать хоть одну? А почему нет?
- Можете сразу сказать, каких именно слов не хватает?
- Если я скажу вам отгадку первой загадки, сможете ли вы ее восстановить? Посмотрите на этот рисунок и скажите, какие слова надо вставить. (Красный, горький)
- Что они называют? (Цвет, вкус)
Аналогично дети восстанавливают загадку про арбуз.
- Каких слов не хватало? Что они означают? (Форму, цвет, вкус)
- Как мы говорим такие слова? (Это приметы предмета, по которым его можно узнать.)
Третью загадку за неимением времени можно проработать на этапе закрепления изученного материала.
2. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем находить слова - приметы предмета, или, как их еще называют, - признаки. Также выясним, на какие вопросы отвечают эти слова-признаки. Будьте прилежными и внимательными, и вы узнаете много интересного.
3. Коллективная работа (упражнение 251)
- Рассмотрите рисунки. Назовите предметы и их признаки по цвету.
- Запишите по образцу.
- Прочитайте слово в рамке. Что оно означает?
- Да, оно называет цвет, вкус, размер, форму, материал, характер предмета.
- Используя слова - признаки предмета, составьте предложение про воздушные шарики. (Множество красных, голубых, желтых и зеленых шариков взлетели в небо. Воздушные шарики были круглые, продолговатые.)
4. Физкультминутка
5. Самостоятельная работа (упражнение 253)
- назовите изображенные предметы и их признаки по материалу, из которого они изготовлены. Запишите по образцу.
- Прочитайте правило на с. 117 и запомните его. Приведите примеры.
IV. Сакріплення изученного материала
1. Комментируемое письмо (упражнение 254)
- Прочитайте, ответьте на вопросы: что это?
- Запишите первые два предложения. Подчеркните названия признаков волнистой линией. Устно поставьте к ним вопросы.
2. Воспроизведение третьей загадки, записанной на доске
3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (упражнение 255)
- Запишите, какие предметы по вкусу.
- Составьте и запишите предложение по схеме:
V. Итог урока
- Что такое признаки предмета? (Цвет, вкус, размер, материал, форма, характер) Приведите примеры.
- На какие вопросы отвечают слова, которые называют признаки предметов?
- Составьте предложение и установите связи между словами.
VI. Домашнее задание с инструктажем
Правило на с. 117, упражнение 256.