ШАПОВАЛ Никита Ефимовичи (07.06.1882 - 25.02.1932) - рус. ученый, пал, и общественный деятель, литератор, д-р социологии, проф. Род. в слободе Серебрянка, Бахмутского эт. Екатеринославской губ, закончил Новоглухівську лесную школу, служил офицером, но за рев. деятельность уволен с рус. армии, после чего некоторое время учился на историко-филол. ф-те Харьковского ун-ту. Ш. - один из лидеров укр. партии социалистов - революционеров, министр почт и телеграфа в правительстве В. Винниченко, министр земельных дел в правительстве В. Чеховского. После поражения рус. революции работал в Праге, где в ноябре 1924 г. основал первый укр. соціол. ин-т, названный Укр. ин-том громадознавства.
Размышления Ш. над причинами поражения рус. революции, поиски путей нац. и гос. возрождения, стремление "сновать оборванную нить укр. освобождения" направили ПІ. на разработку научно обоснованной программы "создание укр. общества" на основе глубокого знания законов и механизмов развития общества, его структуры и функций, движущих сил и т. д. Для этого, отмечал НИ., нужна "серьезная организация социологических исследований", поскольку сознательная и планомерная перестройка новой Украины невозможна без глубокого знания истоков, из которых бьют источники сусп. движений".
Понимая органическое единство теории и практики ("науки и жизни") Ш. в своем труде "К вопросу об организации украинских социологических исследований" пришел к выводу, что ответы на эти вопросы следует искать в "науке об обществе - социологии"". В этом прагматично полет, контексте Щ. разрабатывает свою соціол. концепцію. ее нац.-освободительная практ. ориентация очень характерна для социологии Ш. Он считал, что соціол. анализ укр. общества "с социологического положения даст твердые основы для понимания современного состояния общества на украинских землях и выяснит, с одной стороны, причины порабощения украинского народа, а с другой - пути и способы его освобождения".
Ш. рассматривал социологию как наиболее общ. науку об обществе ("человеческое поведение и общественные отношения"), способную объективно ("правдиво") воспроизвести сущность общества, его структуру и взаимосвязи между составляющими элементами.
Низший уровень исследований социальных явлений в историко-культурном пространстве и времени (история народа, деятельность государства, партий, классов, других социальных общностей - "скоплений" - и др.) исследует соціографія. Ш. считал, что социология и соціографія является основой развития других наук об обществе - политики, права, этики, педагогики и др.
Победоносная борьба за будущее независимой Украины невозможна без фундаментальных знаний, раскрывающих "социографию Украины" и показывают на основе наук, данных об обществе "что и как надо изменить и каким это способом сделать".
Этой цели посвящена наук, деятельность Ш. как социолога, основателя и руководителя первого укр. соціол. ин-та в Праге. Здесь для слушателей Укр. рабочего ун-та Ш. читал курс лекций, которые были опубликованы как книга - "Общая социология"» Эта работа Ш. в истории отечественной социологии является фактически первой попыткой фундаментального изложения тогдашних соціол. знаний с их социально-инженерной ориентацией.
Ш сделал попытку не только интегрировать современные ему достижения соціол. науки в понимании явлений социальной жизни и, в частности, "причины порабощения украинского народа", но и пытался рассматривать социологию как средство поиска "путей и способов его освобождения". Эти пути ПІ. видел в консолидации украинского общества, создании соответствующих "скоплений", социально-структурных изменениях, развития организации как процесса разделения труда и власти" и др.
Рассматривая общество как систему взаимоотношений, Ш. анализирует его различные элементы: социальный акт (т.е. социальное действие), объективные и субъективные факторы действия и акты взаємочинності" (взаимодействия), социальные общности (группы - "скопление" и их различные типы, как-то: классы, расы, этнические и социально-демогр. образования и др.). Анализирует роль природных, биол., психол., социальных "факторов" сусп. жизни, выступает против абсолютизации роли отдельных из них (биол или экон., напр.). Хотя при этом чувствуется определенное влияние современных Ш. парадигмальных представлений. Например , абсолютизация открытий В. Бехтерева, И. Павлова иногда создает впечатление биологизации или психологизации Ш. некоторых собственно социальных явлений и процессов, в частности социальных потребностей, познания и др.
Значительной заслугой Ш. является введение в наук, обиход специализированной терминологии в укр. социологию ("укр. общество", "взаємочинність", "скопление", "скупил: а", "сусп. агрегаты" и др.), которые могли бы пользоваться в современной отечественной социологии как более адекватные нашем языке при соответствующем их уточнении и дополнении.
Как социалист ПІ. несколько идеализирует свои полет, представления о будущем общество, рассматривая его социалист, перспективу и его творения как планомерный процесс, Но это не только его видение. Ряд недостатков концепции Ш. скорее обусловлены логикой тогдашней жизни, Некоторые дискуссионные проблемы Ш. планировал рассмотреть позже, но ушел из жизни, не завершив свой замысел - создать не только общ. социологию, но и социографию Украины, общ. теорию политики, историю развития социологии в разных народов», в т.ч. рус.
Ш. вошел в историю социологии Украины фактически как первый ученый, с деятельностью которого социология інституювалась как наука.
• Тв.: Социология украинского возрождения К., 1994, Общая социология. К., 1996.