Урок 54
Тема. Наблюдение за связью прилагательных с существительными в предложениях. Обобщение знаний об изменении прилагательных по родам и числам
Цель: совершенствовать умение детей определять род и число прилагательных, обобщить знания о род и число прилагательных; развивать речевые умения; воспитывать любовь к природе. Оборудование: карточки индивидуального опроса
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 205
- Как вы определили род и число прилагательных?
2. Карточки индивидуального опроса
Карточка 1
Представленные словосочетания изменения по образцу и запиши.
Образец. Поляна в лесу - лесная поляна.
Песни соловья -
Кора дуба -
Платье из шелка -
Хлеб из ржи -
Определи род и число прилагательного.
Карточка 2
Составь текст из деформированных предложений. Подбери к нему заголовок. Подчеркни прилагательные, определи их род и число.
Девушки, очень, украинские, женщины, и, вышивать, любили, полотенца.
Считали священными, полотенца, вышитые.
Квадраты, изображаемые, солнце, символизировали, землю, растения, родную.
Вышитым, поклонялись, предки, полотенцам, наши.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Исправьте текст.
Такая звонкий глубь лазури,
Языков разрисовано эмаль,
Верховья, золотом облиты,
Прячут уставший печаль...
Лишь паутина серебряная нити
Снуют мережкой свое сожаление.
(В. Кобылянский)
- В чем причина разногласий?
- Что вы можете рассказать о род и число прилагательных?
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы продолжим работать с прилагательными, будем учиться определять род и число прилагательных. Кроме того, будем готовиться к контрольной работе.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Составление устного рассказа по плану (упражнение 216)
- К каждому пункту плана приведите примеры.
- Какие выводы из этого рассказа можно сделать?
- Сверьте свои наблюдения с правилом на с. 108.
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
3. Самостоятельное выполнение упражнения 214
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Игра «Будь внимательным» (по материалу упражнения 215)
- Обоснуйте выбор окончаний.
2. Минутка чистопису
Хорош на красоту - красивый.
- Обменяйтесь тетрадью с соседом, сверьте написанное с образцом. Расскажите товарищу, буквосочетание в него получились лучше всего.
- Найдите прилагательные, определите их род и число. Докажите.
3. Выборочный диктант по вариантам
I вариант - прилагательные в единственном числе мужского рода.
II вариант - прилагательные в единственном числе женского рода.
III вариант - прилагательные в единственном числе среднего рода.
IV вариант - прилагательные во множественном числе.
Искренний, мали, большой, хороший, хорошая, веселые, веселый, добрый, солнечный, злое, золотое, искренние, родная, кривой, глубокий, печальная.
- Докажите свою точку зрения.
- Как можно определить род и число прилагательного?
- Что вы можете сказать о цепочка слов: добрый - добрый - хорошо - добрые? (Это формы одного слова, а не однокоренные слова.)
VI. Итог урока
- Что вы теперь умеете делать?
- Расскажите, как это можно сделать.
- Что надо будет сделать дома, чтобы подготовиться к контрольной работе?
VII. Домашнее задание
Упражнение 217, подготовиться к контрольной работе.