ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 53
Тема. Произношение и написание слов с удлиненными мягкими согласными
Цель: закрепить полученные учащимися знания о написании слов с удвоенными буквами; обогащать словарный запас школьников; прививать интерес к современной науке.
Оборудование: учебник, текст диктанта.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Работа по учебнику.
Упражнение 360.
Дополнительное задание (для сильных учащихся): с двумя-тремя словами составить предложения или связный текст.
3. Работа у доски.
Задание: сделать фонетический разбор слова разоружения. Объяснить правописание этого слова. Определить его строение.
4. Выборочно-распределительный диктант.
Задание: выписать слова с удвоенными буквами в два столбика: в первый - с удвоенными буквами для обозначения на письме совпадения одинаковых согласных звуков, во второй - с удлиненными мягкими согласными между гласными.
Летит паутина осенние в дальше. Стоят, как голые дети, деревца, беззащитно дожидаясь мороза. Спешат одцвітати георгины, чтобы холод не сбил их цветения. Тополь, всегда тонкостанна, желтеть, чахнуть не хочет. Дышат теплінню прожилки гранита. Сушит губы ранний суховей. Дожди шумят от утра до зари, гремят осенние запоздалые грозы. Сердце наполнилось предчувствием весны.
(Из произведений В. Ткаченко.)
5. Творческое задание.
Задание: написать сочинение-миниатюру, используя слова с изученными орфограммами; подобрать к произведению заголовок.
Темы сочинений
«Зимний лес»
«Путешествие в зимний лес».
(Во время написания сочинений-миниатюр в классе звучит музыка П. Чайковского.)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Беседа.
- Когда происходит удлинение согласных? Приведите примеры.
- В каких случаях удлинение не происходит? Приведите примеры.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 35, 42, упражнение 358.