УРОК № 53
Тема. Глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение -ться, -тся в глаголах
Цель: обучить написанию и произношению –ться и -тся в глаголах; повторить и обобщить ранее изученное о написании мягкого знака в глаголах; обогащать словарный запас учащихся; работать над культурой речи.
Оборудование: таблица, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО
Беседа с учащимися.
— Сравните написание глаголов в русском и украинском языках.
Форма глагола |
В русском языке: |
В украинском языке: |
Неопределенная форма |
мыть, мыться |
мити, митися |
2-е лицо единственного числа |
моешься |
миєшся |
3-е лицо единственного числа |
моется |
миється |
3-е лицо множественного числа |
моются |
миються |
— В каких формах глаголы в русском языке пишутся с мягким знаком?
— Как различать глаголы на -тся и -ться на письме?
— Поставим к ним вопросы.
Три братца пошли (что делать?) купаться. Два братца (что делают?) купаются, а один на берегу (что делает?) валяется.
— Правильно произнесем эти глаголы.
Вывод. В глаголах, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать?, пишется -ться, произносится [ц:а].
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется -тся, произносится [ц:а].
Образец рассуждения. Чтобы правильно написать глагол на -тся или -ться, нужно: 1) установить, от какого слова зависит глагол; 2) поставить к глаголу вопрос.
Кто умеет (что делать?) веселиться, того горе (что делает?) боится.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Письмо с обоснованием.
(См. образец рассуждения.)
— Запишите предложения, ставя вопросы к глаголам. Прочитайте, правильно произнося -ться и -тся.
Не надо (______________) хвалиться, коли не знаешь, как хлеб (______________) родится. Нужно (______________) наклониться, чтоб из ручья воды напиться. Ходит журавль по болоту, (______________) нанимается на работу. Тот труда (______________) не боится, кто умеет (______________) трудиться. Грамоте (______________) учиться — вперёд (______________) пригодится. За всё (______________) берётся, да не всё удаётся.
2. Диктант с изменением текста.
— Замените выделенные имена существительные неопределенной формой глагола на -ся, изменяя, если нужно, и другие слова.
Образец. Охота была еще не запрещена. — Охотиться было еще не запрещено.
Отряд вынужден был сделать остановку. Каждому рекомендуют обтирание холодной водой. Штангисты продолжают борьбу за переходящий кубок. У каждого должно быть стремление улучшить свои рекорды.
— Прочитайте полученные предложения. Следите за правильным произношением глаголов на -ться.
3. Словарный диктант.
— Подберите антонимы к данным глаголам в неопределенной форме. Глаголы и антонимы к ним запишите парами. Следите за правильным написанием -ться.
Подняться, согнуться, соединиться, опускаться, печалиться, лениться.
4. Самостоятельная работа.
(Задание записано на карточках или на доске.)
— Составьте предложения с данными глаголами.
Позаботиться — позаботится; приземлиться — приземлится; бороться — борется.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий 47, 48 (Практика В, Г).
2. Выполнить упр. 511, 514.