Европеизм - система ценностей, общность культуры, исторической судьбы народов стран Европейского континента. В Е. выделяют два взаимосвязанных, но относительно самостоятельных начала. Одно характеризуется общностью исторического развития, материальной и духовной культуры, берущих начало из античной цивилизации. Другое совместное источник - общие черты современного общественного и государственного строя. Есть. вобрал в себя порожденные в античную эпоху демократии, ее теорию (Платон, Аристотель) и практику (Перикл); учение о человеке и его свободе (Сократ, Эпикур); христианство, которое возникло в i в. н.э. в восточной провинции Римской империи, а в IV ст., несмотря на гонения, преодолев язычество, приобрело статус официальной религии, ставшей впоследствии мировой. Античный способ производства наряду с азиатским заложил основы дальнейшей эволюции материальной жизни общества на Европейском и Азиатском континентах.
Есть. сохранил и развил все ценное, что дала следующим поколениям многоукладная античная экономика: государственную, общественную (коллективную) и частную собственность; рыночное хозяйство, разнообразные формы организации производства, в том числе кооперации; кредитно-финансовую систему; организацию денежного обращения, функционирования банков; опыт развития мануфактур с детальным разделением труда и многое другое. Этот опыт был воспринят с естественным и необходимым корректировкой в средние века и особенно в Новое время, когда возрождались города, стали быстро развиваться капиталистические мануфактуры; внутренняя и внешняя торговля, торговый, ссудный, ипотечный, а затем и промышленный капитал. В отличие от большинства стран Востока, где на протяжении веков и даже тысячелетий функционировали замкнутые традиционные общества с деспотическими режимами, античное рабовладение смогло определенного плюрализма своих политических форм. Уже в IV в. до н. э. Аристотель в труде "Политика" выделяет шесть форм государственности: монархию, аристократию, политию, демократию, олигархию и тиранию. Он также формулирует главный критерий политического режима: степень полезности государственного устройства для общества. В "Политике" была выдвинута гениальная идея о разграничении государства и гражданского общества, творчески развитая впоследствии в трудах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, Дж. Милля. Разработки этой идеи мыслителями нового времени утвердились в Е. отдельные направления в теории и практике государства и общества, либеральной демократии, республиканизма и парламентаризма, законодательства, прав и свобод гражданина, многопартийности и т.д. Эти проблемы не потеряли своей актуальности и на рубеже ХХ-ХХІ вв.
Современный Е. опирается на опыт прошлого и получается из новых реалий Старого мира. Учитывая, что Европа в XX в. стала очагом двух мировых войн, потрясших континент и мировую цивилизацию в целом, а также эпицентром "холодной войны" и раскола, европейская идея и модель общественного и государственного развития базируются прежде всего на сохранении и укреплении мира, создании эффективной общеевропейской системы безопасности. Другая основа современного Есть. - всесторонняя экономическая и политическая интеграция западноевропейских стран в соответствии с принципом, сформулированным еще Шарлем де Голлем: от "Европы отечеств " Европа" - общеевропейская идентичность во всех основных сферах общественной и государственной жизни. Наконец, большой проблемой для современной Европы является определение ее политики в отношении США, с которыми она связана стратегическими измерениями, находясь в одном военно-политическом блоке НАТО, и относительно Востока континента - России и Украины, без которых нет Большой Европы и настоящей безопасности для континента.
Котвнев А. А. Мир единый и многообразный. - М., 1995; Кудряченко А. И. Европейские перспективы Украины в эпоху глобализации //
Трибуна. - 2003 - № 5-6; Кудряченко А. /. Европейская интеграция: концепция и реалии // Наблюдатель. - 1996. - Na 25.
А. Кудряченко