Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Евразийство - самая мощная и влиятельная течение российской геополитической мысли. Ее основной задачей было отстаивание самобытных основ российской истории и культуры, разработка новых взглядов на российскую и мировую историю. Представители Е. рассматривали Россию как особый этнографический и культурный мир, который занимает срединный пространство Азии и Европы. Е. ставило целью осмыслить перспективы совместного развития народов, населяющих этот регион, а также выявить принципы и причины формирования евразийского сообщества. Основное отличие Есть. от других направлений цивилизационного самоутверждения заключается прежде всего в признании существования евразийской цивилизации как средства взаимодействия разных этнических и конфессиональных общностей в рамках особого континентального пространства, ограниченного естественными рубежами.

Наиболее ранними идейными источниками Е. считаются "послание старца Филофея", в которых старец Єлизарового монастыря Филофей впервые назвал Россию "Третьим Римом", после того как в 1453 г. окончательно пал Константинополь и Русь, по его мнению, осталась единственной крупной православной страной, которая стала хранительницей восточно-христианской традиции. Мессианская идея высокого исторического предназначения, была сформулирована Філофеєм в XVI ст., получила развитие в русском историософском мышлении XIX в., прежде всего в русле славянофильства (А. Хомяков, И. Кіреєвський, С. Аксаков и др.), которое непосредственно повлияло на формирование геополитических взглядов евразийцев.

Предпосылкой Е. был религиозный провіденціалізм русского мыслителя первой половины XIX в. П. Чаадаева, который считал, что Россия, находясь между Западом и Востоком, должна была соединить "оба великих начала духовной природы", но не сделала этого и осталась вне времени и вне двух цивилизаций. В дальнейшем идею Е. развивал русский философ В. Соловьев, который считал Россию "третьим миром", призванной синтезировать все, что свойственно для Западного и Восточного миров, преодолеть их историческую ограниченность, чтобы достичь "положительного всеобщего единства". С культурологических позиций эту тему развивал М. Бердяев, который очень критично относился к крайностям західницької и слов'янофільської концепции Есть. и осуждал "идолопоклонство перед Европой".

Важный вклад в разработку геополитических основ Есть. сделал В. Семенов-Тянь-Шанский - разработчик новой антропогеографічної парадигмы в развитии политической географии России, которая в начале XX в. пришла на смену державоописовій парадигме переживала кризис с середины XIX в., Семеновым-Тянь-Шанским была создана широкая, логически завершенная политико-географическая концепция с ярко выраженным историко-геополитическим и русско-центричным "креном".

Евразийское движение возникло в среде русской послереволюционной эмиграции в начале 1920-х годов, период его становления и распространения охватывает 1921-1926 гг. Зародилось Е. в Софии, но вскоре его центр переместился в Прагу и потом в Берлин. В 1921 г. в Софии вышел первый евразийский сборник "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения", а в 1922 г. - второй сборник "На путях. Утверждения евразийцев", где кратко излагались основные принципы.

Учредителями Е. были лингвист и филолог М. Трубецкой (1890-1938), географ и экономист П. Савицкий (1895-1968), православный богослов, впоследствии священник Г. Флоровский (1893-1979) и искусствовед П. Сувчинський (1892-1985). В евразийском движении на различных этапах его существования участвовали философ Л. Карсавин (1882-1952), историк Г. Вернадский (1887-1973), правовед М. Алексеев (1879-1964) и др.

Расцвет движения евразийцев связан с изданием "Евразийского современника", а позже, в 1926 г., - программного документа "Евразийство. Опыт систематического изложения", большая часть которого написана П. Савицким, безоговорочным лидером и идеологом Является., основателем российской геополитики как науки.

Основная идея П. Савицкого заключается в том, что Россия представляет собой особое цивилизационное образование, определяемое через понятие "серединності". "Серединність" России для П. Савицкого является основой ее исторической идентичности, Россия, по его мнению, не часть Европы и не продолжение Азии. Россия - это самодостаточный мир, самостоятельная и особая духовно-историческая и геополитическая реальность, которую Савицкий называет "Евразией". Это понятие отражает не чисто географический материк или континент, это, по П. Савицким, идея, которая отражена в русском пространстве и русской культуре. Россию П. Савицкий понимает геополитически не как национальное государство, но как особый тип цивилизации, сформировавшийся на основе нескольких составляющих - арийско-славянской культуры, тюркского кочевничество, православной традиции. Все вместе создает уникальное, "срединное" образование, что является синтезом мировой истории. "Великороссов" П. Савицкий считает не просто ответвлением восточных славян, а особым имперским этническим образованием, в котором сочетаются славянский и тюркский "субстраты". Отсюда П. Савицкий выводит еще одно важное понятие. - "Туран". Туран - одна из основных категорий Является., означает Северо-Восточные области евразийского континента, степные просторы Евразии. Обращение к Турану как цивилизационной ориентации было революционным и скандальным для многих русских националистов. Так, П. Савицкий оправдывал татаро-монгольское иго, благодаря которому "Россия обрела свою геополитическую независимость и сохранила свою духовную независимость от агрессивного романо-германского мира". Такое отношение к тюркскому миру было призвано резко отделить Россию-Евразию от Европы и ее исторической судьбы, обосновать этническую уникальность россиян. "Без татарщини не было бы России" - этот тезис из статьи П. Савицкого "Степь и оседлость" стала ключевой формулой евразийства. Другим фундаментальным понятием Е. является "місцерозвиток", термин, введенный в научный обиход также П. Савицким. Этот срок - точный аналог понятия "пространство" в общей геополитической теории. Через понятие місцерозвитку евразийцы шли от необходимости аналитически исследовать исторические феномены. Апелляция к "місцерозвитку" и до "географического индивидуума" позволило евразийцам избежать слишком конкретных рецептов национальных, расовых, религиозных, культурных, языковых и идеологических проблем. По мнению евразийцев, геополитическое единство, которое ощущали все жители Евразии, "приобретала нового языка", которую нельзя было объяснить аналитическими концепциями западного рационализма.

Другим важным аспектом теории П. Савицкого является принцип "идеократии". Согласно этому принципу евразийское государство должно строиться, отталкиваясь от изначального духовного импульса с верху до низу. Соответственно вся ее структура должна строиться в соответствии с априорной Идеей и во главе этой структуры должен стоять особый класс "духовных вождей".

На втором этапе своей истории (1926 - 1929 гг.) центр Есть. переместился в Париж, где продолжали выходить "Евразийские хроники" и начинает издаваться газета "Евразия". Издание этой газеты стало организационным оформлением "левого" крыла Есть. Парижский центр., главным теоретиком которого был Л. Карсавин, ориентировался на идейно-политическое сближение и сотрудничество с советской властью, которое Н. Трубецкой и П. Савицкий назвали "самоліквідаторством".

Вместе с тем, в результате раскола в среде евразийцев, возникло течение так называемых зміновіхівців, печатными органами которых были журнал "Смена вех" (1921-1922 гг.) и газета "Накануне" (1922-1924 гг.). Зміновіхівство, теоретиками и руководителями которого были Ю. Ключников, М. Устрялов, А. Бобрищев-Пушкин, свидетельствовало о окончательный поворот части евразийцев и в целом определенной части послереволюционной эмиграции, прежде всего интеллигенции, от борьбы с советской властью к ее признание. В общем идейным базисом всех евразийцев был лозунг "Советы без коммунистов" в той или иной интерпретации. Но, как показало время, это лозунг оказалось несостоятельным и необоснованным, как и надежду на то, что нэп станет началом возврата к капиталистическим отношениям в России. В тридцатые годы Е. как движение перестало существовать.

На то время идеи Есть. не обрели много сторонников в европейских научных кругах. Некоторым исключением были работы М. Вебера, посвященные сравнительному анализу экономических систем европейской и китайской цивилизаций. В определенной степени этого вопроса касался В. Шпенглер, который предсказывал неизбежную гибель западноевропейской цивилизации.

Послевоенное возрождение Е. связано прежде всего с трудами выдающегося историка, этнолога, философа, сына известного поэта Николая Гумилева - Л. Гумилева (1912 - 1992), значительное влияние на которого имел П. Савицкий. Они познакомились, находясь в сибирских лагерях, куда П. Савицкий попал после освобождения Праги советскими войсками (он был осужден на 10 лет лагерей, в 1956 г. реабилитирован, вернулся в Прагу, где умер через 12 лет). В лагере Л. Гумилев стал учеником П. Савицкого.

Собственно геополитических вопросов в своих работах он не касался. Как отмечал Г. Вернадский, Л. Гумилев подходил к проблемам становления и развития этносов с позиций естественных, а не только гуманитарных наук. Доктрина Л. Гумилева опиралась на выводы истории, географии и естествознания. Л. Гумилев считал, что отличия одного этноса от другого заключаются не в "способе производства", "культуре" или "уровни образования", а в стереотипах поведения, которые человек усваивает в первые годы жизни от родителей, сверстников, а затем использует всю жизнь. Хотя Л. Гумилев и был далек от геополитики и Есть. как такового, он также считал, что для России евразийская единство важнее и желаннее, чем союз с Западом: "Тюрки и монголы могут быть настоящими друзьями, а англичане, французы и немцы... могут быть только хитроумными эксплуататорами".

Главным достижением теории Л. Гумилева является то, что он на огромном историческом материале выявил однотипную последовательную смену фаз наиболее стабильных человеческих сообществ, которые он определял как этнические - от начального объединения людей на основе их общего стремления придерживаться определенных идеалов к превращению этих сообществ в неустойчивой конгломерат "безыдейных эгоистов".

Сам Л. Гумилев не формулировал геополитических выводов на основании собственной картины мира. Это делали его последователи в период ослабления (а затем и отмена) марксистской идеологии и цензуры. Это направление получило название неоевразийства, которое в свою очередь содержит несколько течений. Не все они унаследовали идеи Л. Гумилева, но в целом его влияние на неоевразийство довольно значительный.

Неоевразийство стало весьма популярным в постсоветской России на фоне идеологического вакуума, который наступил после краха марксистско-ленинской идеологии. Первый и наиболее развитый основное направление неоевразийства представляет собой законченную и многомерную идеологию, которую сформулировали некоторые российские политические круги национальной оппозиции, которые противостояли либеральным реформам в период 1990 - 1994 гг., в частности, группа исследователей и авторов, объединившихся вокруг газеты "День" (позже "Завтра") и журнала "Элементы: евразийское обозрение". Это неоевразийство основывается на идеях П. Савицкого, Г. Вернадского, М. Трубецкого, а также идеолога русского национал - большевизма М. Устрялова (1890 - 1938 гг.)

Анализ исторического наследия евразийцев признается представителями этого течения неоевразийства весьма актуальным и применимым к современности. Тезис национальной идеократии имперского континентального масштаба противопоставляется одновременно и либеральном західництву, и вузькоетнічному национализма. Россия представителями этого течения усматривается ось геополитического "большого пространства", ее этническая миссия однозначно отождествляется со строительством империи.

На социально-политическом уровне это направление стремится к "евразийского социализма", считая либеральную экономику характерным признаком "атлантистского лагеря". Советский период российской истории рассматривается как современная форма традиционного русского национального стремления к планетарной экспансии. Наследие Л. Гумилева этим течением воспринимается, но при этом его теория пассионарности сочетается с учением о "циркуляции элит" итальянского социолога В. Парето. Идеи традиционалистов - "кризис современного мира", "деградация Запада", "десакрализация цивилизаций" - является важным компонентом неоевразийства, они дополняют и развивают те моменты, которые у представителей Есть. были развиты лишь интуитивно и фрагментарно.

Вторая крупная течение неоевразийства охватывает исламские страны, особенно Иран и Индию как важнейшего стратегического союзника. Идея континентального российско-исламского альянса лежит в основе антиатлантистської стратегии. На доктринальном уровне этот альянс обосновывается традиционным характером русской и исламской цивилизаций, что объединяет их в противостоянии антитрадиційному, светско-прагматическом Мероприятия.

И наконец, неоевразийство исследователей "Дня" и особенно "Элементов..." отражает радикально антизападную точку зрения, которая сочетается со всеми другими альтернативными геополитическими проектами - от европейского национал-большевизма до исламского фундаментализма (или, по мнению некоторых авторов "исламского социализма") вплоть до национально-освободительных движений во всех странах третьего мира.

Еще одним своеобразным разновидностью неоевразийства следует считать труды А. Дугіната публикации московского издательства "Арктогея", которые в целом повторяют основные теоретические установки евразийцев и неоєвразійців, но при этом балансируют на грани академизма и оккультизма. В них четко прослеживается примат языческого (натуралистического) начала над парадигмой христианской духовности, которая в той или иной степени характерна для всех евразийцев и неоєвразійців. Отдельные исследователи считают идейным базисом этой разновидности неоевразийства европейское неоязычестве.

Другие разновидности неоевразийства менее последовательны и представляют собой адаптацию всего комплекса упомянутых выше идей к политической действительности, что постоянно меняется. Примерами таких течений могут быть прагматичное экономическое "евразийство", которое призвано восстановить экономическое взаимодействие бывших республик СССР (проект президента Казахстана Н. Назарбаева); экспансионистские тезисы В. Жириновского; риторические призывы к "евразийской общности" ради сохранения единства русских и национальных меньшинств (в основном тюрков и мусульман) в составе Российской Федерации (проекты некоторых деятелей правительства Б. Ельцина) или исключительно исторический интерес к наследию П. Савицкого, М. Трубецкого и др.

Евразийская тематика категорически не воспринимается значительной частью российской политической элиты, которая отдает предпочтение западному варианту развития России.

В последнее время на фоне интеграционных процессов глобализации и бурного развития неоиндустриальних стран Восточной Азии интерес к Е. усилилось. Об опасности политического и культурного наступления мусульманских и конфуцианских народов на "христианский массив" писали С. Хантингтон и С. Бжезинский. Американский политолог Ф. Фукуяма, напротив, провозглашает "триумф западного либерализма" в Азии, в частности в Китае, считает, что это снимет вопрос об "угрозе с Востока".

Среди представителей украинской политической мысли, что интересовались евразийской проблематикой, наиболее известным был И. Лысяк-Рудницкий, в трудах которого с позиций государственной школы рассматривались особенности геополитического и социокультурного положения "между Востоком и Западом".

Политологический энциклопедический словарь. К., 1997; Нартов H.A. Геополитика: Учеб. для вузов. - М., 1999; Тихонравов Ю. В. Геополитика. - М., 1998; Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. - 4-е изд. - М., 2000; Еросов Бы. С. Социокультурные и геополитические принципы евразийства // Полис. - 2000. - № 5.

В. Семко