Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 11

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ

 

11.2 Христианство и его место в культурной жизни Украины

 

Исторический очерк. Выбор в пользу христианства на территории Украины было сделано еще в Киево-Русскую сутки, когда было принято христианство в форме византийского (Константинопольского) православия. Несмотря на сложность и многовекторность процесса христианизации, его исторические истоки (христианство Готского королевства в III ст., християнізовані греческие колонии, принятие христианства в различных его формах верхушкой аристократии Киевской Руси), христианство именно в византийской форме было принято как государственная религия при князе Владимире около 988 г. на основе Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата. В борьбе за государственно-церковную автономию от Константинополя и Владимир, и его сын Ярослав заигрывали с Римо - католической церковью, принимая от нее некоторые ценные дары (например, главу Св. Климента, которая до сих пор хранится в Киево-Печерской Лавре). Это давало возможность иногда выбирать своих (а не принимать назначенных Византией греков или болгар) митрополитов, как, например, Иларион (с 1051 г.) или Климент Смолятич (1147 г.). Киевская митрополия состояла из 22 епархий и в своей внутренней жизни руководствовалась канонами Вселенской церкви, постановлениями своих собственных соборов и предписаниями государственно-церковного содержания (как «уставы» Св. Владимира и Ярослава). Служба велась на церковнославянском языке, к патриарху обращались только в редких случаях. Несмотря на неприхиль-ность к римско - католической церкви, запрет ее миссионерской деятельности в Украине, латинские монахи допускались на территорию государства и влияли на построение монастырских уставов (в том числе и Киево-Печерской Лавры, ирландский монах Бернард).

По монголо-татарскому нашествию с политическим причинам начинается процесс развала единой Киевской митрополии за то, что они чаще находятся в северо-восточных княжествах (Владимирском, Московском, Тверском). Так в XIV в. рядом с Киевской митрополией возникают Галицкая и Литовский. При этом, например, Литовскую митрополию рукоположил уже не Константинопольсь-кий, а Болгарский патриарх. И хотя в состав этих последних вошли почти все нынешние украинские территории, долго они не просуществовали: Константинопольский патриарх поддержал именно Москву в борьбе за единство восстановленной Киевской митрополии. Политики единства придерживались и некоторые из новых митрополитов, добровольно зголошуючись своего сана, что помогло сохранить Киевскую митрополию в домонгольских пределах до сер. XV ст., когда Москва решительно сепарувалась от Киева.. Поводом было избрание митрополитом грека Исидора, сторонника унии с Римом, участника Флорентийской унии (1439 г.), Флорентийского собора (по нему кардинал Католической церкви восточного обряда). Таким образом, через решительный отказ от Унии Москва отделилась от Киева, создав собственную митрополию (1458), поделив Киевскую митрополию на две части: Московскую и Киевскую. Митрополит Московский был провозглашенный на соборе в Москве без утверждения Константинопольским патриархом с титулом «митрополит Московский и всея Руси».

Это распределение создал напряжение в церковно-политической жизни Украины на века. Некоторые из прелатов Киевской митрополии не разделяли идей унии и время от времени переходили с приходом под юрисдикцию Московской митрополии. Окончательный раскол произошел по Люблинской (1569) и Брестской (1596) уніях, которые, признавая права православных на территории Польско-Литовского государства, практически ликвидировали независимое православие, подчинив его Римскому папскому престолу. Таким образом, на территории Украины существовали епархии, подчиненные: Римскому Папе (католические епархии в городах, большинство прихожан - не украинцы), православные Киевской и Московской митрополии (с 1589 г. - Патриархия), униатские епархии (Украинская католическая церковь восточного/византийского обряда), протестантские конфессии (прежде всего лютеранство, баптизм за счет украинцев и западных украинцев).

Важно отметить, что в октябре 1596 г. в г. Бресте собрались одновременно два соборы высшего украинского православного духовенства. Один из них провозгласил присоединение (унию) Киевской митрополии до Рима, а второй - автокефалии Киевской митрополии. Большинство населения Украины придерживалась православия, защищала свою веру, несмотря на политическое давление со стороны Речи Посполитой, ограничение в правах и т.п. Там же, где сильны были влияния казачества, почти не существовало греко-католических приходов. Благодаря казачеству в Киеве униаты ограничились лишь Выдубицким монастырем, а Лавры захватить не смогли. Благодаря этому в 1620 г. иерусалимский патриарх Феофан восстановил православную иерархию с митрополитом Иовом Борецким на главе. Многочисленные польско-казацкие договоры, трактаты и т.д не признавали унии на гетманских землях. Но там, где их власть не распространялась (например, Западная Украина), большинство украинского населения присоединилась к унии.

Единства украинского православия вредило и то, что часть Киевской митрополии вошла под юрисдикцию Московского государства, которому не сочувствовали церковные иерархи, готовы скорее перейти под власть Речи Посполитой. И когда Московская патриархия начала экспансию приходов, некоторые из киевских митрополитов (Сильвестр Косов, Дионисий Балабан, Иосиф Нелюбович-Тукальский) отдали предпочтение Польше. Но, проживая на территории последней, митрополиты не имели возможности влиять на духовную жизнь Левобережной Украины, а тем временем Москва добилась укрепления своих исключительных воздействий и на церковные дела в Польше. Так, в 1685 г. в результате сговора с властью Турции Московская патриархия добилась от Константинопольского патриарха Дионисия IV, чтобы Киевская митрополия перешла под каноническую зависимость от нее. С другой стороны, победы в конце XVII в. над Речью Посполитой привели к заключению и 686 г. в Москве так называемого «вечного мира» с Польшей, девятый пункт которого давал право царскому правительству с целью обороны право-славных от притеснений со стороны униатов вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой, а православное население отдавалось под протекторат московского царя. Так православные всей территории современной Украины (даже Буковины и Закарпатья) вошли в каноническое подчинение Московской патриархии, а с 1720 г. - Священному Синоду. Такое политическое противоречие привело к принятию религиозно толерантного решения Четырехлетнего сейма (17881792), который предоставил православным полное равноправие с католиками и униатами, а самой церкви - церковную автономию (автокефалию). Вместе с тем на территории Польши появляется несколько ставропигий - то есть религиозных учреждений, монастырей и т.д, подчиненных непосредственно патриарху (в данном случае - иерусалимском). Тогда же была предпринята попытка объединения и реформирования украинского православия. Но эта попытка не исполнилась. В свою очередь, под властью Московского патриархата Киевская митрополия окончательно потеряла свои привилегии в течение XVIII - XIX вв. С другой стороны, украинская церковная традиция, ученость (Киево-Могилянская Академия), литературная и каноническая осведомленность священства произвели в этот период влияние на Московскую церковь, церковное пение, образование в государстве, церковные реформы. Например, с 1700 г. из Киевской академии вызывают в Москву и Петербург ученых монахов, которые занимают в России вплоть до времен Екатерины II все архиерейские кафедры, исключительно руководят церковными делами в желательном для правительства духе. Таким образом, этот процесс можно считать «дорогой с двойным движением».

Современное состояние христианства в Украине. В целом религиозно толерантная государственная политика и соответствующее мировых демократических норм украинское законодательство все же не может до конца урегулировать иногда острые споры между верующими христианских церквей в Украине. В последние 10 лет до традиционного противостояния римско - католической, православной и протестантской церквей доєдналося особенно острое противостояние в среде самого православия. Настоящая война за церкви, епархии и прихожан развернулась на почве извечного православного архетипа «один народ, одно государство - одна церковь». Острые споры в западных областях Украины проходят между представителями Украинской католической церкви византийского обряда и Украинской православной церкви, а в восточных областях - между православными Киевского и Московского патриархатов. К этой борьбе приобщаются претензии на всеукраинскую государственную церковь Украинской автокефальной церкви.

Украинская православная церковь (УПЦ) - православное церковное образование, узаконенное в структуре Русской православной церкви ее Архиерейским собором в январе 1990 г. путем предоставления широкой

административной автономии при одновременном сохранении канонического подчинения Московскому Патриархату существующем в Украине экзархата. Целью этой половинчатой акции Русской Церкви была тидія стремлением православия Украины иметь свою автокефалию. Это свидетельствовало о том, что в решении проблем церковной жизни руководство РПЦ идет в русле общей политики России по удержания Украины в орбите своих стратегических интересов. На Харьковском епископском собрании, проведенном Московской Церковью в 1992 г. с нарушением ею же установленных принципов организации самостоятельности УПЦ, уволен с должности предстоятеля Церкви митрополита Филарета (Денисенко), который активно отстаивал идею полной независимости Православной Церкви в Украине, и установлен на нее своего Управляющего Делами митрополита Владимира (Сабодана). На епископских должностях в Церкви остались в основном те, кто получил свои кафедры с благословения старых органов власти. УПЦ в 1995 имела более 6,5 тыс. общин, 64 монастыря, 10 духовных учебных заведений, 18 периодических изданий. Руководство УПЦ осуществляет Синод. В Уставе об управлении четко определено, что УПЦ «составляет... часть Московского Патриархата» (р.1, ст.4) и имеет своим долгом «надзор за проведением решений Поместных соборов Русской православной церкви...» (р.2, ст.4). Несмотря на тесное сотрудничество РПЦ с Российской государственной властью нельзя не замечать значительной политизации религиозно-духовной жизни УПЦ, которую используют в политических акциях (как протест против приезда в Украину Папы Римского 2001 г., принятие ряда программ, вхождение в Совет Европы и т.п.). Противодействие Московского Патриархата Православной Автокефалии в Украине обусловлена тем, что возникновение в Украине своей Церкви ставит вопрос о признании подлинности духовно-культурных достижений и государственнических традиций Украины и Киевской Руси, о праве Киевской митрополии считаться Церковью-Матерью по отношению к Церкви России, а следовательно незаконности принятии Московским престолом на себя идеи Апостольского благословения, которое получило Украинское православие от апостола Андрея Першозванного.

Украинская православная церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) - одна из православных церквей Украины, образована в июне 1992 г. на объединительном соборе, в работе которого принимали участие иерархи, иереи и миряне, представлявшие возглавляемую Патриархом Мстиславом (Скрыпником) Украинскую автокефальную православную церковь (УАПК), и представители той части возглавляемой митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом (Денисенко), Украинской православной церкви, которая признала необходимость автокефальной церкви в независимом государстве. Главой объединенной церкви было признано главу УАПЦ Мстислава. По его смерти патриархом Киевским и всея Украины - Руси стал Владимир (Романюк). В образовании УРЦ КП воплотилась давняя мечта украинцев о духовную самость в православном мире и реализовалось признанное православием провозглашенное Новым Заветом право каждого народа на свою Церковь, своего первоиерарха. Но через дип-ломатичну и активную церковно-политическую деятельность Московского Патриархата каноничность УПЦ КП еще не признается поместными православными церквами. В ней организуются споры, расколы. Однако Церковь постепенно набирает силу, выходит на мировой уровень через политические контакты с православными, католическими и протестантскими организациями, религиозно-политическую толерантность и т.д. Имеет свои епархии не только в Украине, но и за рубежом, насчитывает около 1500 приходов. Имеет духовную академию и семинарии 4, 15 монастырей, свою издательскую базу. УПЦ КП проводит курс на восстановление основных принципов и традиций украинского православия, сформированных еще в первые семь веков существования в Украине Киевской митрополии, активно поддерживает процесс государственного строительства и национального возрождения Украины (таким образом добиваясь государственной поддержки, как РПЦ в России). После смерти Патриарха Владимира Поместный собор УПЦ КП в октябре 1995 г. своим предстоятелем избрал митрополита Филарета (Денисенко).

Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) - действующая в Украине православная церковь. Есть также в США, Канаде, Австралии и др. странах, где переживают украинцы. Сторонники идеи автокефалии

православие в Украине стремятся к полной независимости их Церкви и прежде всего от Московской Патриархии. После нескольких исторических попыток автокефалия была провозглашена в октябре 1921 г. на Всеукраинском Православном Церковном соборе, который утвердил каноны УАПЦ, ее внутреннее устройство, выбрал иерархию Церкви и т.д. Однако в январе 1930 г. на III Всеукраинском Православном соборе было принято решение о самороспуске УАПЦ, значительная часть ее деятелей была арестована по обвинению в участии в Союзе освобождения Украины. Новое возрождение УАПЦ началось в годы Великой Отечественной войны в западных областях Украины. После войны образуется несколько церковных формирований в США, Канаде, Англии, Австралии, Южной Аме-рике и т.д. По получении Украиной независимости УАПЦ частью своих иерархов и мирян вошла в УПЦ КП. Другая часть, не поддержав объединение, в сентябре 1994 г. избрала своего Патриарха - Владимира Ярему, который принял имя Дмитрия. В июне 1995 г. состоялась регистрация УАПЦ. Общины УАПЦ, которых сейчас насчитывается около 1200, действуют в основном в Галичине (1100).

Украинская греко-католическая церковь (УГКШ - украинская католическая церковь (византийской обрядовой традиции), которая возникла в результате заключения Брестской унии (1596) Киевской митрополии с Апостольским престолом в Риме. Одна из традиционных исторических церквей украинского народа. Ее появление привело к разделению украинского народа по конфессиональному признаку на православных (дезуніатів) и католиков (униатов), что препятствовало консолидации народа в борьбе за единое государство Это не единственная в мире униатская церковь, которая возникла как попытка преодоления раскола христианства. Униатство - церковное движение, направленное на присоединение к католической церкви через унию одной из восточных православных церквей или ее части при условии признания последним католической догматики и сохранения присущих им традиций, обрядов, элементов церковного устройства. В современном мире есть 17 восточных католических церквей, которые появились в результате заключения унии с Римом и имеют свои аналоги в православии, а также 2 (маронитская и італоалбанська) целостные церкви. Все они базируются на одной из обрядовых традиций Востока - антиохийской, армянской, александрийской, халдейском или византийской. Украинское униатство встал на почве византийской традиции. На протяжении XVIII - XIX вв. УГКЦ эволюционировала в традиционное вероисповедание коренного насе-ления Галиции и Закарпатья. Во времена Австро-Венгерской империи распоряжению Марии Терезии (1774) униатская церковь получает название Греко-католической церкви, чем подчеркивается, с одной стороны, признание примата Папы Римского, верховенство над собой Апостольской Столицы, а с другой - сохранение восточного (греческого) обряда. УГКЦ в Галичине способствовала сохранению национальной идентификации украинцев - языка, культуры, традиций, а также воспитанию интеллигенции, развитию национальной экономики и т.д. УГКЦ была ликвидирована на Львовском соборе (1946). От того времени и до 1989 г. существовала нелегально в пределах Советского Союза, а на Западе - в структурах Украинской католической церкви. Тем временем имущество, культовые сооружения, памятники, святыни и т.д УГКЦ было национализировано или передано Русской православной церкви. От 1991 г. руководство УГКЦ снова находится в Украине. Возглавляет ее Патриарх УГКЦ, который одновременно имеет сан кардинала. Однако ему не подчиняются греко-католические приходы Закарпатья (ими занимается Апостольский нунций - папский посланник - в Украине) и Польши (они непосредственно подчинены Апостольской Столицы). Церковь и миряне ведут активную борьбу за официальную реабилитацию государством УГКЦ (за, якобы сотрудничестве с немецкими захватчиками и ОУН, официальный повод для запрета в пределах СССР), за признание ее Патриархата Апостольской Столицей, канонизацию митрополита Андрея Шептицкого, распространение юрисдикции главы УГКЦ на приходе Закарпатья и Польши, за реституцию церковного имущества. Церковь имеет большое количество мирских организаций. По переписи 1995 г. в Украине действовало 3079 греко-католических приходов; 76 монастырей с почти 1300 монахами, 9 духовных учебных заведений (в частности 3 теологические факультеты в университетах Украины), в которых обучалось около 1500 слушателей.

Украинская католическая церковь (УКЦ). В современном мире это название занимает всю общину украинцев - католиков в Украине и за ее пределами. Возникла на почве сочетание Римско - католической церкви на территории Украины (прежде всего в городах) и УГКЦ после ее разгрома в 1946 г. Такое официальное название имеют также и приходы украинцев-католиков в диаспоре от 1959 г. С 1963 по 1984 гг. УКЦ возглавлял кардинал И. Слепой, спустя М.И. Любочівський. Активная и плодотворная национально-творческая деятельность УКЦ в послевоенные времена, ориентированная в том числе на сохранение духовных достояний украинского народа, развитие церковно-исторической науки, широкая поддержка ее своими последователями и др. способствовали легализации Церкви в Украине уже в 1989 г. А ее авторитет и значение в католическом мире повлекли визит в Украину летом 2001 г. Папы Римского Иоанна Павла II.

Кроме УКЦ на территории Украины открыты приходы национальных католических приходов, подчинены Папскому нунцию в Украине, их прихожанами являются не только граждане иностранных государств, находящиеся в Украине, но и украинцы, которые еще с советских времен ходили в таких приходов, стали верными Католической церкви.