Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема 11. Научное познание

§4.Философия и наука

Все точные знания... касаются науке; все догмы, поскольку они превышают точное знания, касающиеся теологии. Но между теологией и наукой имеется ничья Земля, что подвергается на атаки с обеих сторон; эта ничья Земля и есть философия.

Б. Рассел

Философия, ее идеи и принципы обосновывают нормы, образцы и идеалы науки, обеспечивают взаимосвязь науки со всей культурой.

Наука нуждается в интерпретации, ассимиляции обществом и обоснование вновь полученных знаний. Нередко философские идеи играют важную эвристическую роль в научных исследованиях и даже намного опережают свое время (например, идея атомизме). В таком случае говорят о прогностическую функцию философии.

В то же время, нельзя в духе позитивизма связывать философию только с наукой. Философия - это профессиональное осмысление всей культуры, ее мировоззренческих основ. И эта мировоззренческая функция философии осуществляет существенное влияние на науку.

Роль и ответственность философии на современном этапе развития научного познания достаточно весомые. Философия не может и не должна, находясь в обозе, сортировать трофеи, добытые в боях отдельными науками. Существует и другая модель - классификация сверху результатов раскопок, полученных отдельными науками, каждой в своей раскопке. Она должна выполнять роль если не разведчика, что идет впереди науки, которая наступает (Г. Волков говорит даже о разведывательный самолет - думаю, что это скорее похоже на современных экспериментаторов), то хотя бы штабиста, который планирует следующие операции, делает выводы из неудач и берет участие совместно с другими в принятии решений. Командиром здесь является само общество и его специализированные институты руководства наукой.

Значение философии как методологии научного познания возрастает в связи с тем, что наивно-реалистические представления, что работали в прежние времена, уже не работают в тех областях, в которых сейчас происходит некоторое топтание на месте. Как известно, надежды физиков на быстрое овладение энергии термоядерной реакции не сбылись, как не сбылись надежды на построение единой теории поля и общей теории элементарных частиц. С другой стороны, гуманитарные науки также не могут дать точных, конкретных алгоритмов достижения необходимых результатов.

Очень похоже на то, что все эти трудности не являются результатом недостаточности исходного эмпирического материала или малопотужності экспериментальных средств, такая ситуация смахивает исчерпание возможностей познания в рамках определенной картины мира, стиля мышления и всего уровня познания. Трудности этого типа не могут быть преодолены на путях экстенсивного наращивание массива накопленной информации (как это происходит с элементарными частицами) и рост мощности ускорителей элементарных частиц по принципу "сила есть - ума не надо". При этом нельзя считать такие ускорители безкорисними, однако и нельзя ожидать от них впечатляющих результатов.

Современные трудности физики - это результат исчерпания существующих общих представлений о сущность процесса познания. Прежде всего, речь идет о недостаточности рассмотрения научной теории как единого уполномоченного представителя научного знания, а также о нехватке двух уровней (эмпирического и теоретического) для понимания структуры и функционирования научного знания. Принципиально важным для интенсивного роста научного знания есть осознание модельного характера

знания и его опосредованного, а не непосредственного отношения к объекту. В этом случае существенным является понимание специфики теоретической деятельности, исследовательской работы ученого-теоретика, непосредственным предметом которой является идеализированная модель объекта, к которой относятся непосредственно речь, описание и предсказание научной теории.

Принципиальная методологічність или философичность является неотъемлемой чертой современной науки, в которой произошло осознание необходимости учета влияния условий познания на его результаты и, более того, осознание неотвратимости этого влияния. Таким образом, в наше время философия играет роль не интеллектуального полицейского, который расставляет знаки запрета и одергивает свистком нарушителей, а скорее охранника и творца своего рода кодексы поведения, системы методологических регулятивов, придерживаться которых не обязательно, но желательно и целесообразно. То есть, философия - это не дисциплинарный устав, а, скорее, этика.

Философия рационально объясняет и теоретически обосновывает имеющиеся в определенном обществе средства мировосприятия (мировоззренческие структуры культуры), вырабатывает новые способы понимания, объяснения и взаимодействия человека с окружающим миром, создает модели, теоретические схемы новых возможных мировоззренческих структур и основ будущей культуры.

Таким образом осуществляются разнообразные косвенные связи философии и науки.

Однако есть и непосредственные связи:

философия - это основа мировоззрения исследователя;

философия выполняет методологическую функцию, разрабатывая средства познания, анализируя и вырабатывая понятия;

философия анализирует проблемные ситуации и ориентирует в новой ситуации;

философия участвует в решении проблем этики ученого в мире, где его деятельность связана со смысложизненными проблемами или же может быть опасной для человечества;

философия становится важнейшим способом осознания наукой самой себя. Многие получая от науки, философия и много дает. Такой симбиоз взаимовыгодный и необходим. Особенно это касается взаимосвязи философии и медицины.

Контрольные вопросы:

1. Что такое наука?

2. Три основные стороны науки.

3. Какие требования предъявляются к научному знанию ?

4. В чем суть требования либерализма в подходе к научному знанию?

5. Назовите основные функции науки.

6. Назовите три группы методов научного познания.

7. Перечислите обще-логические методы научного познания.

8. Особенности эмпирического познания.

9. Назовите основные виды экспериментов.

10. Назовите преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением.

11. Сущность эмпирического моделирования.

12. Что такое протокольные данные?

13. Особенности теоретического познания.

14. Основные этапы становления проблемы.

15. Виды проблем.

16. Основные этапы формирования гипотезы.

17. Требования к научной гипотезы.

18. Три основных типа научных гипотез.

19. Основные методы построения теории.

20. Назовите особенности системно-структурного метода.

21. Структура научной теории.

22. Какие существуют картины мира?

23. Структура научного факта.

24. Взаимоотношение философии и науки.