ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕМА 4. БИОСФЕРА - САМАЯ БОЛЬШАЯ ЖИВАЯ
СИСТЕМА. ОБОБЩЕНИЕ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ НАЧАЛЬНОГО
УРОВНЯ (1-3 БАЛЛА)
Игра «Кто больше?»
Учащимся предлагается записать в тетрадях
термины, которые использовались в этой теме. Через 2-3 минуты учитель останавливает
запись слов. Далее он предлагает одному из учеников (лучше начинать с опроса тех,
чьи учебные достижения не превышают 4-6 баллов) зачитать записанные слова.
Другие ученики вычеркивают в своих записях названия, которые повторяются. Ученик, у которого
было записано больше сроков, побеждает.
Программа предусматривает ознакомление и
использование учащимися приведенных ниже терминов по отдельным параграфам темы.
Состав и границы биосферы
Атмосфера, гидросфера, литосфера,
биосфера, вид, внешние связи системы, внутренние связи системы, круговорот
веществ.
Изменения в биосфере под влиянием
человеческой деятельности
Терриконы, парниковый эффект, кислотные
дожди.
Разнообразие живых организмов в
биосфере
Царства, вирусы, бактерии, грибы,
растения, животные, микроорганизмы, шапкові грибы, дрожжи, хлорофилл, фотосинтез.
Охрана биосферы, Красная книга
Украины
Гринпис, Всемирный фонд охраны
дикой природы, Красная книга, природные заповедники, биосферные заповедники,
природные национальные парки, заказники, виды, исчезают или вымирают.
Обобщение
Законы природы, астрономия,
биология, география, физика, химия, экология, естественные науки.
Терминологический диктант
Учитель заранее пишет на доске
пронумерованный перечень терминов, знание которых он будет проверять. Ученики в своих
тетрадях или на отдельных листах готовят колонки чисел по количеству сроков,
написанных на доске. Далее учитель диктует определение терминов, но не в той
последовательности, как они написаны на доске. Задача учеников - определить, о который
срок идет речь, найти его в списке, написанном на доске, и поставить его
порядковый номер из доски напротив номера по порядку, под которым его прочитал
учитель.
На доске написаны следующие сроки:
1 - вид;
2 - царства;
3 - микроорганизмы;
4 - грибы;
5 - растения;
6 - животные;
7 - Красная книга;
8 - физика;
9 - экология;
10 - естественные науки.
Учитель диктует такие определения:
1. Науки, которые изучают природу.
2. Список видов растений и животных,
которым грозит вымирание.
3. Четыре большие группы, в которые
объединены все живые организмы.
4. Наука, изучающая взаимосвязи
организмов между собой и с окружающей средой.
5. Наиболее многочисленное и разнообразное
царство живых организмов.
6. Царство живых организмов, для
представителей которого характерно наличие хлорофилла в тканях.
7. Царство, к которому относятся
бактерии и вирусы.
8. Они бывают одноклеточные и
многоклеточные, съедобные и ядовитые.
9. Группа организмов, сходных по
внешним и внутренним строением, живут на определенной территории.
10. Наука, которая изучает разнообразные
явления (электрические, звуковые, магнитные, механические, световые, тепловые), которые
происходят с телами природы.
Ответы: 1 - 10; 2 - 7; 3 - 2; 4 -
9; 5 - 6; 6 - 5; 7 - 3; 8 - 4; 9 - 1; 10 - 8.
Игра «Кто больше составит слов?»
Например, из термина «вымирающие»
можно составить такие слова: мир, вера, ре, ми, пр, Рим, чары, мера; с термина
«астрономия» можно составить такие слова: армия, оса, моно, мор, город, мат, нос,
нора, нота, рот, рост, Рим, си, трон.