Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел III. ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ

 

Тема 1. Грибы

 

УРОК 54

Тема. Высшие грибы. Лабораторная работа №17. Строение высших грибов

 

Цель. Сформировать знания о особенности строения высших грибов, их представителей и значение.

Основные понятия и термины: плодовое тело, пластинчатые и трубчатые грибы, головневые, иржастые и шляпкой грибы, микориза, сапротрофи. Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация таблиц, моделей, практические (выполнение лабораторной работы); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций); самостоятельная работа учащихся с учебником.

Оборудование: коллекции, муляжи, живые образцы шапочных грибов (шампиньоны, вешенка), таблицы или рисунки с изображением шапочных грибов, растений, пораженных сажковим и іржастим грибами, препарувальний набор, перхоть, приложение 3 “Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений”.

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

2

2.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3

3.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

20

4.

Обобщение и систематизация изученного.

15

5.

Итоги урока, аргументация оценок.

3

6.

Домашнее задачи.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ с элементами беседы. Давайте вспомним лес осенью. Когда вы входите в него, сразу чувствуете запах грибов и начинаете внимательнее смотреть под ноги, ища именно их. А откуда они появляются. Длительное время правильного ответа на этот вопрос не было, и это порождало различные суеверия. Например, считалось, что внезапное и обильное появление грибов на одном месте вызывается ударом молнии в землю или обильной росой. Некоторые грибы вырастают, образуя правильный круг, в центре которого высыхает трава. “Відьмачими кольцами” называли их в древности. Немцы считали, что в этих местах танцевали ведьмы, скандинавы - признаком зачарованных сокровищ, а голландцы - местом, где черти сбивали масло.

Украинцы издавна наблюдали за грибами, собирали их, употребляли в пищу, лечиться ими. С грибами связано много поговорок, загадок, народных примет.

 

Я - стройный и длинноногий.

Фуражка в пятнышках еще и раскидистый.

Среди урочища грибного

Не найдешь такого красавца.

И я ядовитый - помни,

Меня увидишь - обминай!

(Мухомор)

 

Увидят меня -

Сразу черта вспомнят,

И путем десятым

Скорее обходят.

(Чертов гриб)

 

Моей названии ты веры не йми,

И как найдешь - сразу свари.

(Сыроежка)

 

От грибников прятаться привык

Под глицю хитрый....

(Боровик)

 

Красновато-желтая шляпа,

Красновато-желтая ножка.

Хоть я рыжий, и меня немножко

Любит нежная сыроежка.

(Рыжик)

 

Мы растем там, где хвоя,

Любим запах живицы,

Под сосновые лізем шишки,

Желто-бурые носимая стрижки.

(Маслята)

 

Грибникам на глаза часто попадаю,

Беленькую панчішку на ніженьці имею.

Меня ты не ешь - нападет лихорадка,

Потому что очень ядовитая, я - ...

(Бледная поганка)

 

Итак, сегодня на уроке мы поближе познакомимся с грибами, которых систематики называют высшими грибами.

 

План

1. Общая характеристика высших грибов.

2. Шляпкой грибы.

3. Головневые.

4. Иржастые.

5. Выполнение лабораторной работы № 17.

 

3. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Общая характеристика высших грибов

1. Рассказ с демонстрацией соответствующих таблиц, муляжей. Особое место среди грибов занимают высшие грибы. Они имеют определенные особенности строения, очень разнообразны и играют важную роль в природе и жизни человека.

Высшие грибы имеют многоклеточный, очень развитый мицелий. Важным признаком высших грибов является способность образовывать специфические для определенных групп плодовые тела, развивающиеся из вегетативного мицелия. В одних групп - это вместилища спороносных органов, в других - творения различной формы (в многочисленных видов - шляпка на ножке, иногда сидячая), на поверхности которых на определенных участках их развиваются спороносные органы.

К этой группе относятся все шляпкой грибы, дрожжи и значительное количество паразитических грибов, такие как иржастые и головневые грибы. Также часто среди высших грибов попадаются и дереворуйнучі грибы. В ней группе можно наблюдать различные степени приспособления грибов к паразитизму: от грибов, разрушающих только мертвую древесину, до грибов, паразитирующих на живых деревьях.

 

Шляпкой грибы

Рассказ с элементами беседы. Шляпкой грибы названы так, потому что они образуют плодовое тело, что делится на ножку и шапку. Среди шляпочных грибов много сапротрофів и мікоризо-образующих грибов.

Сапротрофи - организмы, которые питаются уже неживым органическим веществом, раскладывая ее. Например, на листовом осадков, хвои и т.д.

Микориза - это симбиоз мицелия гриба и корней высшего растения. Гриб способствует усвоению растением ряда полезных веществ и активирует рост растения, получая от нее органические вещества. Такие грибы растут под растениями, с которыми связаны мікоризою. Отсюда и их названия - подберезовик, красноголовец т.д. Есть среди шляпочных грибов и паразитов (например, опенок осенний). По особенностям строения шапки выделяют трубчатые и пластинчатые шляпкой грибы (демонстрация рисунков).

Среди шляпочных грибов есть съедобные и ядовитые. Назовите известные вам съедобные и ядовитые грибы. По каким признакам вы их различаете?

 

Головневые

Головневые грибы паразитируют на многих растениях, но чаще всего на злаках. Части растений, пораженные головней, развиваются ненормально и имеют как бы обугленный вид (вид головни, отсюда и название грибов) (демонстрация рисунков). При поражении злаков образ обычно разрушает все части соцветия, оставляя только его стержень. Кроме цветков, головневые грибы могут поражать стебли и листья растения. Каждый вид гриба сажкового паразитирует на определенном растении. Наиболее распространены такие заболевания, вызванные этими грибами, как пыльная головня пшеницы, твердая головня пшеницы, пузырчатая головня кукурузы.

Очень опасным паразитом злаковых культур есть ржаные рожки. Этот гриб поражает более 170 видов дикорастущих и культурных злаковых культур. Рожь, пораженное спорыньей, - ядовито. Употребления хлеба, выпеченного из ржи с рожками, может привести к смерти.

 

Иржастые

Как и головневые грибы, они вполне паразитичною группой грибов. Имеют сложный жизненный цикл, в процессе которого образуют несколько различных типов спор и в основном меняют две растения-хозяина. Как правило, половая стадия ржавчинного гриба паразитирует только на определенном виде растения. Иржастые грибы поражают значительное количество растений из разных родин. их споры имеют желтую окраску и при массовом образовании снаружи напоминающие ржавчину на теле растения (отсюда и название) (демонстрация рисунков).

 

Лабораторная работа № 17

Тема. Строение и разнообразие высших грибов.

Цель. Ознакомиться с особенностями строения и разнообразием высших грибов.

Оборудование и материалы: коллекции, муляжи, живые образцы шапочных грибов, препарувальний набор, перхоть.

 

Ход работы

Задача 1. Ознакомиться со строением шляпочных грибов.

1. Рассмотрите плодовое тело гриба невооруженным глазом. Найдите шапку, ножку и грибницу. Нарисуйте увиденное и сделайте на рисунке соответствующие цифровые обозначения: 1 - плодовое тело; 2 - грибница; 3 - ножка; 4 - шапка.

2. Снимите шапку и рассмотрите ее строение снизу. Найдите пластинки или трубочки, на которых находятся споры. Рассмотрите их с помощью лупы.

Задание 2. Ознакомиться с разнообразием шляпочных грибов. Научиться различать некоторые из них.

1. Рассмотрите предложенные вам образцы шляпочных грибов.

2. Используя коллекции, муляжи, учебник и таблицы, определите их названия. Заполните таблицу.

 

Таблица 1.

Сравнительная характеристика шляпочных грибов

Гриб

Характерные признаки

Пластинчатый или трубчатый

Съедобный или ядовитый

 

 

 

 

 

Сделайте выводы.

4. Обобщение и систематизация изученного.

Выполнение заданий практикума. Проработайте содержание соответствующих параграфов в учебнике и заполните таблицу 2.

 

Таблица 2.

Сравнительная характеристика низших и высших грибов

Признаки

Низшие грибы

Высшие грибы

Общие

 

Отличные

 

 

 

5. Итоги урока, аргументация оценок.

6. Домашнее задание.

А). Проработать соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после параграфа.

Б) Подготовить сообщение на тему: “съедобные и ядовитые грибы. Способы предотвращение отравления грибами”.

Напишите свое выступление за таким плану:

1. Грибы как представители одного из царств живой природы.

2. Шляпкой грибы, их строение.

3. съедобные и ядовитые грибы.

4. Правила сбора грибов.

5. Качественная обработка грибов как способ предотвращение отравления.

В доклад обязательно включите такую рекомендацию: “Все работы, связанные с грибами (сбор, переработка), выполнять только в присутствии взрослых”. Зачитайте свое выступление перед классом и проиллюстрируйте его вырезками из газет и журналов, фотографиями или своими рисунки съедобных и ядовитых грибов.

В) Несколько учеников получают задание изготовить для всех учеников класса фишки (они могут быть округлой или любой другой формы), с одной стороны окрашены в красный цвет, а с другой - в зеленый.