Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

 

УРОК № 51

Тема. Обособленное несогласованное определение. Знаки препинания при несогласованном определении

 

Цель: ознакомить учащихся с материалом об обособленных несогласованных определениях, способах их выражения, средствах выделения в устной речи и на письме; сформировать умения читать тексты, правильно интонируя обособленные члены предложения, составлять предложения с обособленными определениями; развивать умения и навыки работы в парах; прививать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки, текст.

ХОД УРОКА

Природа — единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания.

И. Гете

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа урока, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учитель выборочно проверяет тетради учащихся.)

2. Объяснительный диктант.

(Текст диктанта, содержащий предложения, в которых есть обособленные определения, подобран учащимися высокого уровня; проводит диктант специально подготовленный ученик.)

3. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Записать предложение, раскрыв скобки и расставив пропущенные знаки препинания. Сделать синтаксический разбор предложения.

Ты можешь встретить это растение в светлом апрельском лесу еще (не)одетом листвою (на)стежь распахнутом весе(н, нн)им ветром.

 

Карточка № 2

Записать предложение, раскрыв скобки и расставив пропущенные знаки препинания. Сделать синтаксический разбор предложения.

Однажды богиня охоты (А, а)ртемида отличавшаяся характером решительным и агре(с, сс)ивным разгневалась на возлюбле(н, нн)ого (А, а)фродиты (А,а)дониса.

 

Карточка № 3

Записать предложение, раскрыв скобки и расставив пропущенные знаки препинания. Сделать синтаксический разбор предложения.

Адонис весе(н, нн)ий когда(то) широко распростране(н, нн)ый на те(р, рр)итории нашей страны сейчас находится на грани исчезновения.

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Объяснение учителя.

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

Обособляются:

1) Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных и подчеркивающие какой-либо признак: Плескалось и шуршало море, все в белых кружевах стружек. (М. Горький)

2) Несогласованные определения, относящиеся к собственному имени: Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенным. (А. Чехов)

3) Несогласованные определения, относящиеся к названиям лиц по степени родства, занимаемому положению, профессии: Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее... (М. Горький)

4) Несогласованные определения, относящиеся к личному местоимению: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого. (Л. Толстой)

5) Несогласованные определения, выраженные оборотом в форме сравнительной степени имени прилагательного: Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой. (А. Чехов)

6) Несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно поставить слова «а именно»: Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием — сделать добро! (А. Чехов)

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с текстом.

Начальный и средний уровни

— Прочитайте текст. Определите его стиль и тип речи. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Озаглавьте его. Выпишите предложения с обособленными определениями. Подготовьте устный пересказ текста.

Достаточный и высокий уровни

— Прочитайте текст. Определите его стиль и тип речи. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Озаглавьте его. Выпишите предложения с обособленными определениями. На основе текста составьте диалог, использовав эпиграф урока.

Аполлон — крупная бабочка, названная в честь древнегреческого бога, ставшего символом красоты и совершенства. Она действительно очень красива. Ее крылья довольно прозрачные, белые или чуть желтоватые, со «стеклянными» верхними краями, с круглыми или квадратными пятнами. На передних крыльях эти пятна черные, на задних — красные с черной окантовкой.

Гусеницы аполлона тоже красивы. Они крупные, бархатисто-черные, с синими сосочками и красноватыми точечками. Живут гусеницы аполлонов только на очитке и молодиле. А растения эти встречаются лишь в определенных местах — на песчаной почве. Поэтому они немногочисленны, стало быть, и бабочки тоже. Это было всегда. А сейчас с каждым годом становятся все более редкими.

Увидев аполлона, многие люди стараются поймать бабочку: погубить красивое существо. Какой жалкой, какой несчастной выглядит пойманная бабочка, когда она судорожно трепещет поломанными, со стертой пыльцой крылышками! И как прекрасен летающий аполлон!

(Из календаря)

2. Выполнение упражнений из учебника.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Беседа с учащимися.

1) Каков стиль и тип речи предложенного вам текста?

2) Назовите его тему и основную мысль.

3) Какое заглавие вы придумали для данного текста?

4) Расскажите об обособленных определениях в тексте, правилах их обособления.

2. устный пересказ текста.

3. Прослушивание составленных учащимися диалогов.

4. Оценивание учебных достижений учащихся.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Составить рассказ о любимом животном, растении, используя обособленные согласованные и несогласованные определения.