ТОЧНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ - одна из характеристик качества соціол. информации. Под Т. с. и. понимают отсутствие случайных ошибок, связанных с инструментом измерения. Теорет. показателем величины случайной ошибки является дисперсия распределения ответов относительно действительного значения признака, но поскольку такое измерение практ. недостижимое, пользуются др. методами для приблизительной оценки этой дисперсии.
Одним из основных методов является повторное опроса (test-reset), которое производится с помощью того же инструмента и той же процедуры исследования и через такой интервал времени, чтобы, с одной стороны, не успели произойти принципиальные изменения в объекте исследования, а с другой - чтобы результаты первого измерения не влияли существенно на результаты второго (напр., как следствие сознательного или бессознательного запоминания респондентами своих ответов). Для определения случайной ошибки по итогам второго измерения исчисляются статист, показатели, характеризующие совпадение ответов в обоих опросах.
Тип показателя зависит от того, по какой шкале - метрической, порядковой или номинальной - измеряется необходима признак. Если, напр., признак измеряется по метрической шкале, то средняя дисперсия случайной ошибки для всех респондентов oе может быть вычислена по формуле:где XiI и XiII - значение признака X для i-го респондента в результате согласно опроса И опроса II, а N - количество опрошенных. Тогда показатель точности (стабильности) соціол. информации может быть вычислен по формуле: где o2 - общ. дисперсия (дисперсия данного признака, которая получена на основании эмпирических данных или исследования И исследований i И II вместе).
Если измерения признаки проведено по номинальной шкале, то показатель стабильности IV можно вычислить по формуле: где nii - количество респондентов, указавших во время обоих опросов и-й вариант ответа, а I - количество градаций (вариантов ответа) признаки X. Аналогичные показатели можно определить для случая измерения по порядковой шкале.
Если результатом измерения является не отдельный признак, а показатель, исчисляемый на основе совокупности однотипных вопросов, оценивать указанную дисперсию можно путем определения эквивалентных групп вопросов и сравнения информации, полученной по каждой из групп или в одном опросе (метод расщепления, split-half) или с определенным интервалом времени (метод альтернативных форм). В этом случае возникают трудности с обоснованием эквивалентности групп вопросов.
См. Качество социологической информации.