Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ТЕСТЫ - метод измерения и оценки различных психол. качеств и состояний индивида. Возникновения тэс тол» процедур обусловлено необходимостью сопоставления (сравнения, дифференциации, ранжирования) индивидов по уровню развития или степени выявления различных психол. качеств (интеллект, способность, темперамент, личностные особенности и т.п.). Термин "умственный тест" впервые применил в психол. литературе Дж Кеттел (1890).

Начало развития современной текстологии, массового применения тестов на практике связано с именем франц. врача А. Бине, который вместе с Т. Симоном разработал шкалу умственного развития, известную под названием "тест Вине-Симона" (1905).

Т. получили распространения, развития и совершенствования благодаря преимуществам, которые имеет метод Т. Они дают возможность оценить индивида в соответствии с целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки через квантифікацію качественных параметров личности и удобство матем. обработки; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают возможность сравнивать информацию, полученную разными исследователями на разных контингентах обследуемых. Т. требуют соблюдения; строгой формализации всех этапов процедуры тестирования; стандартизации задач и условий их выполнения; квалификации полученных результатов и их структурирование в соответствии с заданной программой; интерпретации результатов согласно предварительно полученным распределением значений по признаку, что изучается .

Каждый Т. который отвечает главным критериям надежности (валидности и стабильности), кроме набора знаний, содержит следующие компоненты: стандартная инструкция для исследователя относительно цели и правила выполнения заданий; ключ шкалування - соотнесение пунктов заданий со шкалами качеств, которые измеряются, который указывает на пункт задач с точки зрения того, какие характеристики личности (шкалы) он относится; кодувальний ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа; ключ интерпретации полученного индекса - данные нормы, с которыми соотносится полученным результат.

Традиционной нормой в текстологии были средне-статист. данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Интерпретация результата тестирования через сравнение полученной таким образом норме - самое уязвимое место психометрических Т. Здесь следует учитывать, что переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим главными социокультурными и демогр. признакам аналогичны базовой. Для преодоления основного недостатка большинства Т. применяются различные подходы: 1) увеличение базовой выборки для повышения ее репрезентативности по числу параметров; 2)введение поправних коэффициентов с учетом социально-демогр. характеристик (пол, возраст, образование и т.д.); 3) использование в практике тестирования невербального способа представления материала и т.д.

В последнее время все большее распространение получают критериально-ориентированные Т., которые дают возможность оценить исследуемого не в разрезе средне-статист. данных популяции, а в соответствии с заранее заданной целью. Критерий оценки в таких Т. - степень приблизительности результата тестирования индивида в отношении т. наз. идеальной нормы.

Существуют различные способы квалификации Т. В общ. виде в зависимости от назначения процедуры и способа интерпретации данных их разделяют на прямые и проективные. Прямые Т., как правило, содержат ряд вопросов и утверждений, на которые надо ответить по принципу самооценки - "да" или "нет", "согласен" или "не согласен"; или задач, при выполнении которых в протоколе отмечается: "правильно" или "неправильно". С помощью ключа полученные баллы суммируются в индекс. Проективные Т. (термин введен Л. Франком в 1939 г.) направлены на определение свойств и качеств, которые индивид не осознает. Опрашиваемый не знает об истинной цели тестирования, не догадывается о способе интерпретации ответов. При выполнении заданий проективных Т. не существует "правильных" ответов. Несмотря на обязательное наличие схемы анализа и ключи индексации, разветвленные качественные ответы обследуемого может анализировать только специалист, качество которого пропорциональна его практ. опыта.

Если на первых этапах развития психометрии создаваемые Т., как правило, были направлены на измерение сравнительно стабильных качеств лица, то сейчас растет спрос на методики, которые диагностируют состояние (тревога, самочувствие, настроение и прочее). Поэтому от них не требуется стабильности. Наоборот, чем более чувствителен Т. к изменениям результата в отношении контролируемых факторов, тем он диагностико-ценнее,

Применение Т. в социологи целесообразно, если объекты исследования или гипотетические факторы берутся определенные качества личности, Некоторые прямые Т, с соответствующей инструкцией могут непосредственно включаться в анкеты, Проективним методикам сложно найти свое место в соціол. опросах. Однако параллельное обследование психологом тех же респондентов, бесспорно, обогатит любое соціол, исследования, тем более что полученные индексы легко обрабатываются современными методами статист, анализа.