Этнокультурная политика - направление государственной деятельности и неотделимая составляющая официальной культурной политики в Украине, направленной на возрождение и развитие культур етнокомпонентів украинского социума (этнических украинцев, национальных меньшинств, крымскотатарского народа). Этим украинское государство, строя демократическое общество, избрала путь поликультурного развития общества и закрепила его в Основном Законе.
Э. п. Украины характеризуется рядом аспектов: во-первых, в условиях независимости закладываются такие основы этнополитики, которые бы предоставили процессам национально-культурного возрождения неотвратимого прогресса, эволюционного, а не взрывного характера, чтобы люди разной этнической принадлежности не воспринимали свои этнические интересы как противоречивые или враждебные друг другу; во-вторых, важно, чтобы граждане Украины были уверены в защищенности собственных этнических прав и интересов со стороны государственных и политических институтов украинского государства. Именно это дает возможность сохранять в украинском обществе межэтническую согласие, национальное доверие и политическую стабильность, противодействовать разрушительным силам сепаратизма, консолидировать усилия для развития суверенной Украины.
От самочувствия украинцев зависит этнокультурный развитие всех национальных меньшинств и межэтническое согласие в обществе. В целом возвращение украинской духовно-культурной этничности должного места в развитии общества является процессом сложным и специфическим. Суть его такова: мерами государства, общественных организаций, творческих коллективов, средств массовой информации, деятельностью широкого круга интеллигенции и т.п. важно добиваться освобождения украинской этничности от деформаций прошлого, возвращение обычаям, обрядам, традициям украинцев естественной идеологизированной функции воспроизведения мировосприятие - составной и неотъемлемой части их ментальности, что отличает украинцев от других народов; возрождение и утверждение украинской этничности должно происходить ненавязчиво, достойно восприниматься представителями других этносов, прежде всего живущих рядом; развивая духовно-культурную сферу, государство должно обеспечивать поликультурный развитие общества, в котором проживает, кроме украинцев, еще и іноетнічне населения; перед Украиной стоит задача обеспечить формирование у украинцев новой, более широкой по сугубо этнической национальной идентичности, не уничтожая в ней того положительного, что было за "старых времен".
Это важное направление консолидации и развитию украинской нации сейчас переживает реформирование, что в частности обусловлено: а) изменениями в социально-политическом устройстве государства, общественном сознании, переходом к рыночным отношениям, необходимостью внедрения качественно новых принципов организации работы по удовлетворению духовных запросов общества; б) длительным экономическим кризисом, что вызывает сокращение ассигнований на нужды культуры.
На современном этапе государство, ее Основной Закон, в общем вся политико - правовая база в Украине реально гарантируют свободу художественного творчества, широкий доступ граждан к всего комплекса культурных достижений народа, сохранение исторического и культурного наследия. Указами Президента Украины ведущим учреждениям культуры присвоен статус национальных с обеспечением необходимых условий для их успешной творческой деятельности. Значительное внимание вопросам возрождения и развития культуры уделено Программе правительства Украины. С целью содействия художникам и исполнителям Украины, талантливой творческой молодежи установлены именные стипендии Президента Украины и стипендии выдающимся деятелям культуры.
Культурная деятельность в Украине направлена на реализацию в полном объеме требований Конституции относительно консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций, культуры, языка, гарантий свободы культурного, художественного творчества, сохранения культурного наследия.
Стратегической задачей в культурной деятельности является повышение роли культурно-художественной сферы в процессах, формировании структур гражданского общества, единого духовного пространства, утверждении гуманистических ценностей, высокой морали, национального сознания и патриотизма, преодоление негативных явлений и содействия позитивным тенденциям в духовной сфере общественного бытия Украины. Государство, прежде всего, отвечает за создание правовых, финансово-хозяйственных, творческих, административно-управленческих условий с целью сохранения и всестороннего развития украинской культуры как важного фактора развития полноценного, демократического общества, основы формирования целостной культурно-национальной идентичности. Эта политика основывается на следующих основополагающих принципах: самоценности и независимости культуры и искусства во всех их многочисленных проявлениях; необходимости возрождения, сохранения и развития основных духовных центров, которые обеспечивают эталонный уровень культуры, ее достойное место в мировом культурном пространстве, является главным фактором в формировании высоких эстетических и этических критериев украинского общества; создании единого общенационального информационно-культурного пространства как одного из важнейших консолидирующих факторов в деле развития украинского государства; сохранении и модернизации культурной инфраструктуры с переходом на новые формы работы в условиях рыночной экономики; обеспечении государственной поддержки и благоприятного хозяйственного режима для культурно-художественных организаций, объединений и отдельных художников, независимо от подчинения и форм собственности; обеспечении активного функционирования украинского языка во всех сферах культурной жизни государства; сохранении национального культурного наследия (движимых и недвижимых памятников истории и культуры, музеев, заповедников, библиотечных и архивных фондов) как основы национальной культуры; заботе о дальнейшем развитии традиционных культур как украинцев, так и представителей других этносов, живущих в Украине.
В условиях масштабных политико - экономических реформ государство должно, во-первых, обеспечить структурное реформирование культурной сферы. Во-вторых, создать единую национальную культурную систему ради сохранения духовных достижений украинцев, их традиционных ценностей с одновременной модернизацией культурной жизни общества.
Усилия субъектов этнокультурного процесса в реформировании культурно-художественной отрасли украинского общества сосредоточены на следующих основных направлениях. Прежде всего на создании новой правовой базы для культуры, искусства, смежных сфер общественной жизни, которая соответствовала бы современным мировым требованиям и украинским особенностям. Сейчас принят ряд отраслевых законодательных актов, начиная с Основ законодательства Украины о культуре и вплоть до законов о библиотеках и библиотечном деле; о музеях и музейном деле; творческие союзы; кинематографии; благотворительность; вывоз и ввоз культурных ценностей. Реализуется конституционная гарантия свободы совести. В Украине идет процесс возвращения верующим культовых сооружений, возрождения и строительства новых храмов. Делаются также весомые шаги в деле реформирования системы организации культурной жизни, определены приоритеты государственной политики в отрасли, осуществлен существенные сдвиги в сохранении и поддержке центров духовной жизни, разработаны Концептуальные направления развития украинской культуры, которыми акцентировано внимание на том, что культура украинского социума является важный фактор системы национальной безопасности. В частности, она играет решающее значение в противостоянии таким негативным проявлениям, как культ насилия, политический экстремизм, ксенофобия, преступность и моральная деградация, особенно среди молодежи. И наконец, внимание сосредоточено на реорганизации имущественных и финансово-хозяйственных взаимоотношений в культурной сфере с целью приведения их в соответствие с общих направлений общественно-экономических реформ; поощрении становления и укрепления сети негосударственных, независимых культурных организаций (творческих союзов, фондов, профессиональных гильдий, исполнительских коллективов и т.п.), которые обеспечивают здоровое развитие культуры через многообразие творческих, хозяйственных, административно-правовых форм ее существования, через множественность каналов ее поддержки обществом и государством.
Особенно много внимания в Украине уделяется выработке эффективной государственной языковой политики, что возможно только на основе постоянного всестороннего анализа и объективной оценки реальной языковой ситуации в стране.
С обретением независимости в Украине начался процесс украинского языкового возрождения, языковой реабилитации граждан Украины. Этому способствовало конституционное закрепление государственности украинского языка и осуществление ряда мероприятий Президента Украины и Кабинета Министров Украины, направленных на повышение престижа и имиджа украинского языка в общественной жизни. Главные задачи, которые определены в них, прежде всего направлены на: анализ состояния и тенденций расширения сферы функционирования украинского языка в контексте этноязыковой ситуации в различных регионах Украины; - поиск возможностей государственной и негосударственной финансовой и материальной поддержки развития украинского языка в условиях рыночной экономики; совершенствование системы подготовки специалистов - представителей национальных меньшинств с целью улучшения их знаний украинского языка; определение основных путей создания условий для нормального функционирования украинского языка и развития как государственной, творчески использовав для этого опыт других стран; совершенствование законодательства в языковой сфере и разработку нормативно-правовых актов, регулирующие применение украинского языка во всех сферах общественной жизни Украины; комплектование фондов научных, массовых и технических библиотек украинской литературой и специализированной литературой из украинского языка; упорядочение деятельности архивов и увеличение каналов пользования различными видами информации на украинском языке; создание системы украиноязычной документации для использования в хозяйственно-экономической деятельности субъектов права собственности и объединений граждан.
Особой сферой деятельности украинского государства является забота о возрождении, сохранении и развитии наряду с украинской культурой культур национальных меньшинств, живущих в Украине, и на этой основе - обеспечения этнокультурного богатства, дальнейшего повышения роли духовно-культурной сферы в обществе.
Духовно-культурное возрождение этнических сообществ в Украине осуществляется на концептуальных принципах, которые базируются на демократическом законодательстве, международных актах и внутреннем законодательстве по вопросам межэтнических и межнациональных отношений. Суть их заключается в следующем: свобода выбора каждой этнической группой своего пути в процессах становления государственности; осознание ею собственного уникального места в социокультурной среде; создание субъектами государства реальных возможностей для духовного взаимообогащения национальностей.
Реализация прав национальных меньшинств в Украине осуществляется в соответствии с принципом верховенства международных стандартов и отечественного законодательства. Взвешенная этнокультурная политика позволила обеспечить гражданский мир в государстве, осуществлять постоянный поиск путей предотвращения конфликтов на межэтнической основе. Такая государственническая позиция вполне соответствует принципиальным основам международной этнополитики, требованиям норм международно-правовых документов, в которых наряду с основными принципами прав национальных меньшинств определяются права, касающихся сохранения и развития их духовно-культурной сферы, в частности права, связанные с использованием языка, свободы пользования ею в частном порядке и публично; свободного самовыражения, получения и распространения информации и идей с помощью собственных информационных средств; использование языка меньшинства в отношениях с властью, в том числе в судах, если меньшинство составляет значительную часть населения в отдельных регионах или в масштабах страны; обучения при наличии условий преподавания на родном языке в государственных школах; создание собственных учебных заведений на собственные средства с осуществлением контроля за учебными планами; восстановление, где это необходимо, исконных географических наименований на языке меньшинств, а также на использование языка коренного населения на дорожных и уличных знаках и вывесках.
На современном этапе удовлетворения культурных потребностей иноэтничных граждан осуществляется в соответствии с Комплексными мероприятиями по развитию культур национальных меньшинств Украины на период до 2005 года (утверждены вице-премьер-министром Украины 30 января 2002 г. № 1246/96). В них определены следующие задачи: расширение государственной поддержки печатных изданий и телерадиоорганизаций, освещающих деятельность национально-культурных обществ; организация увеличения времени вещания на языках национальных меньшинств Украины; оказание поддержки указанным обществам в создании периодических изданий с региональной сферой распространения; создание краеведческих музеях, расположенных в областных центрах, экспозиций, посвященных истории и культуре национальных меньшинств Украины, проживающих на соответствующей территории; оказание поддержки любительским творческим коллективам, которые сохраняют, развивают и пропагандируют культуру, традиции, обычаи и обряды национальных меньшинств Украины, привлечение таких коллективов к участию в реализации региональных и общегосударственных программ культурного развития; улучшение системы подготовки педагогических кадров для общеобразовательных учебных заведений, в которых преподавание учебных предметов осуществляется на языках национальных меньшинств.
Президент Украины обязал разработать и осуществить мероприятия по обеспечению реализации права национальных меньшинств Украины на национально-культурную автономию, принять меры по ускорению принятия Верховной Радой Украины Концепции государственной этнонациональной политики Украины, законов по вопросам улучшения условий развития и применения языков в Украине, а также по вопросам совершенствования законодательства о национальных меньшинствах Украины. Президент обратил внимание государственных администраций, вместе с соответствующими органами местного самоуправления, на необходимость рассмотреть возможность бесплатного предоставления зданий и сооружений, находящихся в государственной и коммунальной собственности, для проведения национально-культурными обществами культурологических, образовательных, научно-просветительских и других мероприятий.
Стратегические задачи, сформулированные Президентом, конкретизировались в указанных комплексных мероприятиях Кабинета Министров Украины, к реализации которых привлечены органы исполнительной власти, государственные администрации, общественные организации национальных меньшинств.
Антонюк О. В. Поликультурность как объективный фактор консолидации украинского общества // Государство и право: 36. научных трудов. Юридические и политические науки. - Вып. 8. - К.: Ин-т государства и права. В. М. Корецкого НАН Украины, 2000; Евтух В. Б. Государственная этнополитика в Украине: правовой и культурологический аспекты. - К., 1997; Леонова А. О. Органы исполнительной власти Украины и современная этнокультурная политика. Новые подходы, проблемы // Вестник Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины. - 2003. -№ 1.
О. Антонюк