Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 10

СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ, ИЛИ РЕЛИГИИ «НОВОГО ВЕКА»

 

10.3 Общие черты нетрадиционных религий

Общими чертами нетрадиционных религий являются:

• все они в той или иной степени содержат элементы социального протеста, чаще всего пассивного;

• как правило, вероучения носят синкретический (смешанный) характер, где переплетены мистика, философские учения, религиозные моральные доктрины и т. д.;

• нетрадиционные религии обещают своим сторонникам спасение «здесь и теперь», в отличие от старых культов, что отодвигают справедливое возмездие в потусторонний мир.

Российский ученый Л. Н. Митрохин крюк определяет характерные черты «новых культов»:

1. Во главе стоит харизматичиий, то есть лидер, обладающий особой божественной силой и уверяет, будто он получил новое уникальное «откровение» относительно Бога и реальности. По его мнению, каждый, кто не разделяет его взглядов, не просто заблуждается, но и является последователем сатаны.

2. Лидер создает особую «семью», или коммуну, в которой его называют «отцом». Нередко прозеліти принимают новые имена.

3. Руководитель устанавливает обязательные для всех непреложные нормы поведения, но совсем не обязательно соблюдает их сам. Обычно он живет в несравненно лучших условиях, чем его последователи.

4. Группа придерживается апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от собственного имущества и меняют место жительства.

5. Применяется определенная техника контроля над поведением обращенных, обычно включает изоляцию от внешнего мира. Последователи культа рассматривают такую технику как религиозную дисциплину. Люди, что к нему не относятся - как «промывание мозга»... (Л. Н. Митрохин, «Религий Нового столетия». М., 1985, с.1314).

Религии «Нового Века» тяготеют к созданию спаяного коллектива, вдохновленного «групповыми» целями. Вступив в ряды сторонников той или иной новой религии, человек чувствует себя словно частью «общего дела», спасается от чувства одиночества, приобщается к тем ценностям и взаимоотношениям, которых была лишена. Руководители

общин пропагандируют свои организации как оазисы «подлинной человечности». Только здесь можно встретить истинную любовь и бескорыстное самопожертвование, родных и преданных людей, ведь община - это не «церковь», а «истинная семья» во главе с суровым, но справедливым и заботливым «отцом».

Призывы миссионеров подобных церквей привлекают прежде всего юношей и девушек, имеющих проблемы во взаимопонимании в семье или со сверстниками, а также одиноких стариков, измученных черствостью и равнодушием окружающего мира.

Религии «Нового века» систематически витравляють из сознания своих сторонников представления о себе как самостоятельное, независимое существо. Сознание социально развитого человека идеологи культов стремятся подменить мироощущением ребенка, ссылается на авторитет и помощь «отца». Под влиянием разработанных методик личность человека «размывается» и подчиняется групповым интересам. Достигается «душевный покой» «нового человека», поскольку личности практически уже не существует. В подобные секты может попасть любой, но вернуться оттуда практически невозможно, вернуться прежним - никогда.

На Западе существуют два пути возвращения из общины.

• мягкий путь предполагает суд, назначает над «обработанным» опеку. Психическое здоровье ему пытаются вернуть специалисты по психотерапии и религиозного сознания. Подобные меры признаны законными, но малоуспешным;

• твердый путь: считается подсудимым, потому что сектанта похищают, например родители, потом с ним работают «депрограматори», причем очень жестко и грубо, но такой способ считается более эффективным. Членам «Церкви единения» рекомендуется в случае попадания в «депрограматорів» разрезать себе вены.

Как пример приведем более расширенную информацию относительно некоторых распространенных нетрадиционных религиозных систем.

 

Церковь единения

 

Учение Муна несет весть о втором пришествии Христа.

Он появится, как и прежде, в человеческом виде и создаст идеальную семью, женившись на благочестивой женщине, причем оба станут «истинными родителями человечества». Царство Божие утвердится на земле, и на небесах. Время этот еще далек, а мессия, возможно, уже пришел (намек на Муна, хоть он об этом сам не говорит).

В 1960 г. начался век Завершенного Завета, он отражен в книге «Божественный принцип», что, по мнению Муна, содержит истины, полученные им в откровении. «Возможно, вы снова захотите спросить меня: «Чей авторитет стоит за этим?» Я разговаривал с Иисусом Христом в духовном мире. И еще я разговаривал с Иоанном Крестителем. Вот источник моих полномочий. Если вы сейчас не можете увидеть истинность моих слов, впоследствии вы наверняка убедитесь. Эти скрытые истины представлены нам как новое откровение».

Бытие в учении Муна: Мир фундується на взаимодействии положительного и отрицательного, мужского и женского начал. Вселенная имеет двойственное начало, и Бог тоже. В созданном Богом мире действует принцип отдавания и принятия. Идеальная взаимодействие - процесс гармоничного отдавания и принятия, что объединяет все элементы произведения в одно целое. Этот принцип нарушен. Миссия Муна - восстановление гармоничного ритма отдавания и принятия между Богом и его творением.

Троицы (их несколько):

• первая: Адам, Ева, Бог;

• после грехопадения: Адам, Ева, Сатана;

• ожидается новая: Бог, новый Адам и новая Ева - «физическая троица».

Грехопадение - упомянуто два - духовное и физическое, оба на сексуальной почве. Духовное стало следствием сексуальной связи Евы и Луципера, следующий подобный связь Евы с духовно незрелым Адамом привел к физическому. Согласно этому Мун проповедует две разновидности спасения. Первое - духовное - было осуществлено вторым Адамом (Иисусом Христом) и второй Свою (Святым Духом), но миссия Христа заключалась в физическом спасения - создании идеального брака и воспитании безгрешных детей; он не смог выполнить миссию, и Бог использовал его смерть для духовного спасения человечества. Одного духовного спасения недостаточно - Третий Адам соединит человечество с Богом на основе искренней любви (через брак и воспитание детей). Подготовить себя к приходу нового Адама - вступить в правильный брак. В семье каждый человек может найти путь к совершенству и раскрыть свой потенциал любви. Семья, в центре которой находится Бог, может быть основой идеального мира.

Церковь Единения занимается активной благотворительной и миссионерской деятельностью практически во всех крупных странах мира. Организуются курсы, семинары, классы по изучению Библии и учения Муна. Работает теологическая семинария в Беррітауні (штат Нью Йорк), функционирует ряд газетно-журнальных корпораций. При церкви созданы многочисленные общественные организации, в том числе Совет за мир во всем мире, институт объединенной мысли, Совет из объединенных исследований и образования и т.д. В 70х годах миссионеры появились в России; в 90 г. Мун с большой делегацией посетил Москву, встречался с Горбачевым; за 9097 г. на семинарах побывало около 100 тыс. чел.

«Международное общество сознания Кришны»

 

Учредителем общества является индиец Абхей Саран Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896 - 1977). В 1965 г. Прабхупада приехал в нью-йорка проповедовать учение секты, существовавшей в Индии с конца XV века.

Основу этого учения составляет вера в бога Кришну и беззаветное служение ему для установления с ним «прочного любовного союза». Прабхупада проповедовал обязательное служение Богу Кришне. Достичь «сознания Кришны» можно только хорошо усвоив учение Харе-Кришна с помощью системы аскетических ограничений и благодаря соблюдению всех предписаний. Главный закон жизни человека - духовное совершенствование, самореализация собственного «я». Реализовать этот закон можно через получение «сознания Кришны», почитая его, постигая небесную истину, для слияния души человека с божественным миром. Вследствие определенных действий человек достигает состояния, когда «воспринимает свое «я» чистым разумом, наслаждается собой и находит в этом радость».

Кришнаиты верят в всемирный катаклизм, что надвигается. Апокалипсис почисться с появления самого Кришны. Те, кто совершает зло, будут свергнуты, спасутся лишь слуги Кришны. Вера в Кришну нужна еще потому, что все люди обречены на бесконечное повторение перерождения. Человеку дана свобода воли для продвижения в личных перерождениях до вечного блаженства, или для существования в низших формах.

Вероучение «движения Харе-Кришна» можно усвоить, лишь вступив в ашрам - «ворота в духовное небо». Обращены порывают со своими семьями, отказываются от своего образа жизни, бросают работу. Они получают новые имена, мужчины бреют головы, оставляя косичку на затылке. На лоб наносится особый знак, тилак, в форме буквы «У».

Последователей нового культа, что, одетые в восточные наряды, поют, играют на индийских музыкальных инструментах, танцуют и произносят проповеди, можно встретить на улицах городов многих стран мира. «Союз Кришны» управляется советом, большинство в котором принадлежит американцам. По данным «Православной Газеты», за 1999 г. в Украине насчитывалось 37 общин «Общества Сознания Кришны».

 

Церковь сайентологии

 

Основатель «Церкви сайентологии» Лафайет Рональд Хаббард родился в 1911 г. в американском штате Небраска. Бывший морской офицер после второй мировой войны пробовал свои силы на литературном поприще, опубликовав 76 фантастических романов Однако доходы от этой деятельности не удовлетворили его, и в 1949 г. на лекции в Нью-Йорке он, по свидетельству журнала «Таймс Мэгэзин», заявил: «Смешно писать, получая пенс за слово. Когда кто-то действительно хочет заработать миллион долларов, то лучший путь - основать собственную религию».

Через год была опубликована книга Л. Г. Хаббарда «Дианетика: наука о душевном здоровье». Слово «сайєнтологія «в переводе означает «науковчення». В книге разъяснялось, что дианетика обладает психотерапевтической техникой, при помощи которого могут быть вылечены все психотерапевтические болезни. Когда Хаббард произнес «дианетика» наукой, он встретил жесткое сопротивление со стороны ученых и довольно быстро переименовал «дианетика» в религию. Для своей религии Хаббард придумал систему терминов, которые звучат как научные. Он сумел организовать широкую сеть психотерапевтических сеансов, обещая коренное улучшение и совершенствование духовных способностей и достижение «ясного» сознания. Для достижения этой цели необходимо было под наблюдением аудитора проходить процедуры, которые напоминали смесь психотерапии и исповеди в духе католической церкви. Сеансы оточувались ритуалами, полными внеземной таинственности. При этом аудитор использовал созданный Хаббардом прибор («Е-измеритель»), который состоял из гальванометра и батарейки, соединенной с двумя жестянками. Держа руки на жестянках и глядя на аудитора, неофит должен отвечать на его вопросы. Цель манипуляций - избавить человека от так называемых «енграм» - отложенных в сознании бывших болезненных душевных потрясений. Безусловно, эти манипуляции Хаббарда и его последователей воспроизводят разработанную Фрейдом процедуру психоанализа, но в предельно упрощенной и вульгаризованій форме.

1955 г. Хаббарт провозгласил себя пророком учение о «тетаны», особого Духа, что существует 74 млрд. лет после смерти человека переселяется в другое тело, и о «тета», духовной первооснове движения и развития неживой материи. Это учение было вульгаризацією одного из центральных положений буддизма и индуизма - представление о вечном переселении душ. Использование положений восточных религиозных доктрин объясняется не только тем, что буддизм в то время входил в моду на Западе, а и тем, что учение о реинкарнации позволило предоставить тривиальной психотерапевтической практике космические измерения. Энграммы стали теперь считаться не просто психическими травмами, приобретенными в обыденном земном существовании, а душевными рубцами, приобретенными за все прошлые воплощения «тетаны».» «Е-измеритель» приобретает принципиально новое значение - он уже не просто инструмент спасения «одноразового» человеческого существования, а единственный способ ликвидации во всей Вселенной болезненных последствий коловорота «тетанів».

Руководители Церкви сайентологии приглашают верующих лично испытать их целебное действие. Они избегают выступлений с критикой других религиозных течений, а от человека, привлекаемой к ее «лечебных программ, не требующих разрыва со своей прежней верой. Веротерпимость объясняется миссионерскими соображениями. Вероучение, догматика не играют в сайєнтологічній церкви решающей роли, это лишь исходный пункт для манипулирования человеческим сознанием с помощью тщательно разработанных психотехник. В повседневной деятельности церковь сайентологии - это военизированная организация, с отработанной техникой вербовки, жесткой иерархической структурой, деспотическими порядками, призванными удерживать паству в пределах казарменной дисциплины. Вины верующих (непосещение собраний или недостаточное почитание догматов) наказываются штрафом до нескольких тысяч долларов или карантином. Те, что попадают в «подразделения проекта реабилитации», находятся под охраной. Все время, кроме нескольких часов сна, они заняты тяжелым физическим трудом и изучением трудов Хаббарда. Руководство церкви сайентологии заставляет своих рядовых членов работать на свою пользу. Платными являются все программы Церкви, прибыли приносит продажа «Е-измерителя» и произведений Хаббарда. В результате Церковь обладает огромными средствами. 1983 г. Американский журнал «Тайм» писал, что собственность церкви сайентологии составляет более 280 млн. долларов. В 1986 г. Л. Г. Хаббард умер, но история одна из самых многочисленных и самых скандальных сект нашего времени продолжается.

 

Учение К. Кастанеды

 

Будучи студентом - антропологом Калифорнийского университета, Кастанеда (1926 - 1998) заинтересовался традициями использования лекарственных растений индейцами Северной Мексики. Собирая материал, он познакомился со своим будущим учителем - мексиканским индейцем Хуаном Матусом. В конце 60-х гг. Кастанеда выпустил первую книгу «Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки», что сразу стала бестеелером. Затем Кастанеда выпустил еще 11 книг, в которых представил древнюю магическую традицию, корни которой принадлежат индейцам-тольтекам. Сам дон Хуан считал, что термин «магия» не совсем верно отражает тот род знания, которым он обладал. Более точные, по его мнению, названия - «путь воина» или «путь знания». Цель этого знания - не магические приемы, позволяющие влиять на людей, а достижение состояния свободы, «свободы раствориться в бесконечности, сохранив сознание». Согласно учению дона Хуана, то, как абсолютное большинство людей видит мир, - далеко не единственный способ его восприятия. Магическое восприятие видит Вселенную как множество энергетических волокон, что излучают свет, а человека - как «кокон», через который проходят эти энергетические потоки. Элемент, где фокусируется множество световых волокон - «точка сборки» - основной признак жизни и наличия сознания. В соответствии с Кастанедой, Вселенная не ограничивается привычным для нас миром, а состоит из множества миров, расположение которых можно сравнить с многослойностью луковицы. Смещение «точки сборки» позволяет человеку воспринимать другие энергетические волокна Вселенной и тем самым переноситься в другую реальность. Сознание человеческое существо получает при рождении от могучей безличной силы, что ее маги называют Орлом. После смерти человека Орел уносит сознание вместе с накопленным в ней опытом. Маги нашли путь, что позволяет «проскочить мимо Орла» и сохранить сознание после смерти физического тела. Это и есть «путь воина» - постоянная битва с самим собой за обретение абсолютной свободы. На этом пути воин овладевает определенными магическими искусствами и техниками.

Кастанеда и его ученики, носящие титул - нагваль (глава магов) решили не оставлять древние магические практики в тайне и донести их до всех заинтересованных. С этой мстою уже несколько лет они проводят семинары для распространения своего учения,где обучают, например, технике магических движений, дающих энергию («тенсегріті»). По учению К. Кастанеды, каждый человек имеет шанс достичь абсолютной свободы, поскольку по своей природе человек - магическое существо, способное в восприятии коснуться необычных глубин.