Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ВЫБОРКИ ОБЪЕМ. При определении объема вибірк. совокупности исследователь обычно исходит из требований получения информации, необходимой точности. Выборка считается статист. точной в том случае, если случайные ошибки выборки малы. Точность результатов, получаемых, прямо пропорционально зависит от объема вибірк. совокупности, что формируется: увеличивается объем выборки - повышается точность. Однако точность результатов исследования, получаемых, является важным, но далеко не единственным фактором (фактором), который влияет на объем вибірк. совокупности, что формируется.

Существуют три основные критерии расчета объема выборки:

а) статист, который предусматривает отражение в выборке с заранее заданной погрешностью (или с желаемой точностью) параметров генеральной совокупности, что контролируется исследователями. Расчеты объема выборки при этом должны проводиться параллельно по всем признакам, которые контролируются, с последующим выбором оптимального объема.

В ряде исследований возникают ситуации, когда объем сформированной выборки не дает возможности полностью реализовать все поставленные задачи. Часто случается, что объема вибірк. совокупности вполне достаточно для анализа одномерных распределений признаков, но его явно не хватает для того, чтобы с точностью, что интересует исследователя, проанализировать двумерные (и тем более трехмерные) табл. распределения признаков. Небольшое количество объектов, попавших в "ячеек" табл., не дает возможности с достаточной вероятностью надежности проверять необходимые для анализа статист, гипотезы (напр., о значимости различия процентов и т.п.). Но к таким выводам исследователь доходит апостериори, то есть уже после завершения сбора информации, на этапе анализа собранных данных;

б) аналит. критерий, под которым понимают ограничения, которые накладываются на объем выборки, что проецируется, и обстоятельность разработки данных, исходя из задач дальнейшего анализа. Следовательно, объем выборки должен быть таким, чтобы у исследователя была возможность сформулировать надежные выводы о статист, зависимость переменных., о взаимодействии отдельных категорий респондентов. И эти выводы должны вытекать прежде всего из желаемого для исследователя уровня значимости различий между признаками, которые анализируются. Такой уровень значимости и определяет необходимое "наполнение" ячеек в табл. сполученості этих признаков. Существует определенная зависимость между объемами выборки из группы, которая сравнивается, и значимой разницей двух групп величин, что сравниваются (в %) по признаку, которая анализируется.

Напр., если исследователь, анализируя распределение одной и той же признаки, но в двух разных группах, хочет быть уверенным в том, что различие в распределении этого признака в двух группах является значимой по крайней мере на уровне 10%, то объем выборки в каждой группе должен быть не меньшим, чем 200 единиц наблюдения,

Итак, аналит. требование к объему выборки, которая вытекает из необходимости решения этой задачи, формулируется так: объем выборки должен быть не менее чем n x k единиц наблюдения, где n - необходимое количество объектов в каждой ячейке табл. сполученості, определена, исходя из желаемой для исследователя значимости разности величин, что сравниваются (напр. согласно вышеприведенной табл.), и k - количество ячеек в табл. сполученості.

Объем выборки из группы.

Значимые разница величин.

щэ сравнивается

не сравниваются, %

50

20

100

14

150

11,5

200

10

300

8

500

6,3

1000

4,5

5000

2

Таким образом, аналит. требования к структуре и объему выборки, которые обусловлены прежде всего содержанием решаемых задач, неразрывно связаны с определенным решением метод, вопросам обследования, в частности, с разработкой его инструментария. Таким образом, уже на этапе определения объема выборки предстоит разработать макеты всех основных табл. анализа данных с учетом целей, задач и гипотез исследования;

в) ресурсно-экон. критерий содержит в себе оценку кадрового обеспечения, стоимости исследований, которые ведутся, времени, необходимого для исследования, методов обработки информации, применяемые т.д. Поэтому проект выборки должна обеспечить необходимую точность при определенных (или минимальных) затратах и ресурсах. Если ограничивающим ресурсным фактором является время или время и стоимость одновременно, проект выборки должен обеспечить получение необходимой точности в определенные сроки. Экономичность вибірк. обследования по сравнению с обследованием всех объектов, входящих в генеральной совокупности (т. н. сплошным обследованием), является одним из основных преимуществ этого метода.

Нужно отметить, что требование экономичности исследования находится в противоречии с точностью получаемых в исследовании результатов и теми аналит. требованиям, которые формулирует исследователь и которые определяют объем предстоящей вибірк. совокупности. Поэтому особенно важно, чтобы во время проектирования соціол. или маркетингового исследования авт. коллектив прежде всего установил приоритеты среди сформулированных требований. Затем целесообразно сформировать ряд моделей выборок, в которых бы предусматривались различные варианты реализации каждой из трех сформулированных требований. Оптимальной для данного исследования может быть признана и модель выборки, которая позволяет на сравнительно небольшой по объему вибірк. совокупности с минимальными затратами решить поставленные исследователями содержательные задачи.