Урок 51
Тема. Большая буква в кличкам животных. Составление описания животных
Цель: углубить и расширить знания учащихся об употреблении большой буквы на письме; учить писать клички животных с заглавной буквы; различать названия животных и их клички; развивать речевые умения; воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 223)
Проверка - индивидуальный опрос.
- Как пишутся имена людей?
- Какие еще слова следует писать с большой буквы?
2. Беседа
- Объясните написание слов.
Мальчик (Д, д)митрик, (У, у)читель (И, и)ван (С, с)тепанович, (В, в)чэнь (Л, л)исиченко, (К, К)орова (С, с)ирка.
- В написании каких слов у вас возникли трудности?
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы выясним, как же правильно писать клички животных и их названия, и учитимемося их различать.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Самостоятельная работа (упражнение 224)
- Сделайте вывод из проделанного упражнения. Сверьте его с правилом на с. 105.
- О чем вы узнали? А в чем разница между названием животного и его кличку?
- Что следует написать с большой буквы - название или кличку?
- Приведите примеры названий и кличек своих домашних любимцев.
2. Работа в парах (упражнение 225)
Одна пара учащихся работает на доске.
- Какие еще слова, кроме имен, отчеств и фамилий людей, следует писать с большой буквы?
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Дифференцированное задание
Учащиеся с более высоким уровнем подготовки выполняют самостоятельно упражнение 228.
Ученики с низшим уровнем подготовки выполняют упражнение 230 с учителем.
По одному ученику из каждой группы работают на доске.
Проверка - взаємоперевірка.
- Объясните употребление большой буквы.
2. Физкультминутка
3. Самостоятельная работа (упражнение 229)
- Как вы написали клички животных?
4. Составление описания животного (упражнение 226)
Упражнение выполнить коллективно с комментарием.
- Назовите слова, которые вы написали с большой буквы. Объясните свое мнение.
- Почему в предложениях слова кот, петух, собака написаны с большой буквы? (Потому что они стоят в начале предложения.)
- Измените предложение так, чтобы эти слова писались с маленькой буквы.
- А изменится ли написание слов Цезарь, Букет, Сирота, Астра с изменением их места в предложении? Почему?
VI. Итог урока
1. Беседа
- О чем сегодня вы узнали на уроке? Приведите примеры.
- Назовите все группы слов, которые вы будете писать только с большой буквы. Приведите примеры.
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VII. Домашнее задание
Правило на с. 105; I вариант - упражнение 227; II вариант - упражнение 232.