Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Этничность - совокупность характерных черт материальной и духовной культуры, отличающих одну этническую группу от другой. Основателями теории этничности считаются французский философ, историк Е. Ренан и "австромарксисти" К. Реннер и О. Бауэр, которые в конце XIX - начале XX вв. начали суб'єктивістський направление нациологии, то есть психологические концепции нации. Наибольшую роль в становлении современных концепций этничности сыграли их идеи: "нация - большая группа людей, объединенных духовным принципом, большой солидарностью и моральным сознанием; мифологизированная национальное самосознание и историческая память народа - один из основных нацио - и етноутворюючих факторов" (Е. Ренан); "нация - совокупность людей, общностью судьбы соединенных в общность характера" (А. Бауэр); австрийский ученый обосновал определяющую роль национального чувства в бытии человека, о наследственной передаче многих этнических признаков. По К. Реннером, нация является социально-психологической общностью - "союзом людей, одинаково думают и говорят", "культурная группа, не связанная с землей"; этническая идентификация индивидов, по его мнению, - главная причина образования нации.

В научный обиход термин "Э." ввел американский ученый Д. Рісмен в 1953 г. Вслед за ним понятие и концепцию Э. разрабатывали Н. Глейзер и Д. Мойнихэн в 60-х годах. Особенно ценным является труд этих авторов "Этничность: теория и опыт", появившейся в 1975 г. на основе анализа расовых и национальных движений в США. Этническая принадлежность в ней рассматривается как более фундаментальная сравнению с другими социальными измерениями человеческого бытия.

В науке термин "Э." начали активно использовать с начала 70-х годов XX в. в связи с активизацией этнических процессов в мире, увеличением полиэтничности государств, обострением межэтнических отношений не только в странах "третьего мира", но и в индустриально развитых странах Запада. Это повлекло возникновение многих теорий этничности, объясняющие природу и сущность "этничности", этнической идентичности.

Носителями Е. является язык, культура (прежде всего такие ее компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость), психика, обычаи, обряды, народное искусство, религия, нормы поведения и т.д.

Качественные этнические характеристики человека или группы людей оказываются в быту, культуре, поведении и вообще в ментальности, которые и выделяют их среди других.

В современной научной и справочной литературе интерпретации понятия Е., как и сущность этого явления, не являются однозначными и общепринятыми. Распространены такие варианты использования понятия "Э.": а) как аналога дефиниции этническая группа, национальное меньшинство; б) как понятие, которым обозначают культурное своеобразие, етнопсихологічну самобытность группы людей; в) как синоним этнического или национального самосознания, самоидентификации индивидов и групп.

Выполняя функции объединения и размежевания этносов, Э. предстает как результат совместной исторической практики нескольких поколений людей, воплощенной в специфических материальных и духовных атрибутах этой общности и зафиксированной в сознании ее членов.

Этнические явления тесно связаны с социально-экономическими факторами, которыми они в конечном счете и обусловлены.

Вилков В. Ю. Концепции этничности: идейно-теоретические предпосылки, сущность и типология // Вестник Київськ. нац. у-ту ім. Т. Шевченко. - 2003. - № 59-61; Картунов А. В. Вступление в этнополитологии: Наук.-учеб. пособ. - К., 1999.

О. Антонюк