Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ТЕКСТ В ЗНАКОВОМ ОБЩЕНИИ (от лат. tэхtum - ткань, связь, построение) - определенная знаковая целостность, состоящая из связанных смысловых элементов (чаще - предложения), объединенных в единую иерархическую структуру определенной концепцией или замыслом субъектов общения по правилам данной системы языка. Любой текст является практ. воплощением определенного языка (системы знаков и их значений). Язык предоставляет субъекту общения необходимый набор средств для создания текстов, среди которых в первую очередь рассматриваются знаки, способы образования из них выражений, правила их оценки, выбора, чтения, а также правила их преобразования. В процессе общения субъекты, с одной стороны, создают тексты, воплощая свои определенные коммуникативные намерения, а с другой - интерпретируют их. Таким образом, знаковое общение охватывает по меньшей мере два вида отношений: коммуникатор - текст и текст - интерпретатор. Реализация первого отношение предполагает создание текста как субъективного продукта коммуникативной деятельности, реализация второго - преобразование текста в объект этой деятельности. Тексты как последовательность символов могут быть письменными, устными и технотронними (задаются с помощью определенных техн. средств: радио, звукозаписи и т.д.).

Текст как определенная целостность состоит из знаков, которые в свою очередь могут быть денотативными и десигнатив ними (денотативні знаки наз. конкретный предмет, факт или их взаимосвязь, десигнативні соответствуют понятиям или связям между понятиями) и оценочными и приписуючими (задают программу деятельности его интерпретатору). Таким образом, с семантической т. з. тексты делятся на денотативні, десигнативні и денотативно-десигнативні (смешанные), каждый из которых может иметь оценочный или предписывающий характер (напр., денотативно-оценочный или денотативно-предписывающий текст). Со стороны прагматичного анализа тексты делятся на фактологические и абстрактные и суперабстрактні (категории денотату в прагматике соответствует категория факта). Фактол. тексты в свою очередь бывают предметно(н)-фактол. и непредметно(ненаявно)-фактол. Абстрактные и суперабстрактні тексты оперируют понятиями разной степени узаг. (Абстрактные тексты оперируют понятиями, наз. классы объектов; их текстовым соответствуют взаимосвязям связи, реально существующие между соответствующими объектами. Суперабстрактні тексты оперируют понятиями, которые основываются на широком наборе дифференциальных признаков. Связи между ними - условные, абстрактные и не имеют предметных эквивалентов, и являются чисто текстовыми по своему происхождению). Важным аспектом прагматической типологии текстов выступает ее относительность: определение типа текста зависит от его интерпретации, а адекватность интерпретации в свою очередь зависит от степени вовлеченности реципиента до реального объекта, описанного в тексте, или к языку, на котором коммуникатор использует для его описания. Інтерпретативно-деятельностный анализ текстов играет важную роль в исследовании знакового общения, что является предметом семіосоціопсихології, текстологии, социолингвистики и др. наук, изучающих текстовые отношение.