Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

ПРИКЛАДНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

4. Либерализм и консерватизм как политико-идеологические доктрины

Либерализм (от лат. liberalis - свободный) - это политическое и идеологическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, свободного предпринимательства и демократических свобод.

Исторически возникновение классического либерализма связано с появлением новых для феодального общества групп собственников. Идеология раннего либерализма (истоки либерализма восходят к эпохе буржуазных революций XVII-XVIII вв.) имела прогрессивное значение, ведь в ней сформулированы ведущие принципы нового общественного строя, который сменил феодализм. Сторонники либерализма требовали от парламента ограничения прав монарха, отмены привилегий дворянства и духовенства, установление конституционного строя и доступа представителей третьего сословия (купцы, предприниматели, управленцы) к управлению государством. Это, по их мнению, обеспечивает основные политические права граждан: право личности на частную собственность, демократию, в частности свободу слова, печати, вероисповедания, проведения собраний и т.д.

Считается, что либерализм - это не идеологическая догма, а «проект общества», который может быть адаптирован к местным, исторических, национальных и культурных условий. Отношения между человеком и государством должны иметь договорной характер. Влияние государства конституционно ограничен, она не должна вмешиваться в экономическую жизнь общества. Либерализм основывается на положении, что мир подчинен законам, которые нам не подвластны, поэтому естественным принципом поведения человека должен быть здравый смысл, взвешенные действия.

Идеологами раннего либерализма на Западе были Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье, в XIX ст., когда либерализм стал популярным, - Иммануил Кант, Г. Гегель, Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон, в России - Михаил Сперанский, в Украине - Михаил Драгоманов.

Для М. Драгоманова, в частности, именно человек является основой социального строя, высшей ценностью, гарантией прав которой может быть только свободная, самоуправляемая ассоциация (община, а не государство). Гражданское общество, по Драгомановым, эволюционирует от первобытного рода и племени к политической общины, стержневым задачей которой является обеспечение прав человека и гражданина, неприкосновенность для «полиции без судебного определения» личности и жилища, «неприкосновенность тела для позорных наказаний и смертной казни».

Неолиберализм как разновидность традиционной либеральной идеологии сформировался на этапе трансформации буржуазного общества от свободного предпринимательства к государственно-монополистического регулирования экономики. В это время формируются принципиально новые представления о функциях и роли государства. Место либеральной теории «государства ночного сторожа» занимает идея «государства благосостояния», допускается вмешательство государства в экономику с целью создания благоприятных условий для конкуренции, контроля за социальными расходами.

Практическое воплощение неолиберализм получил в политике «нового курса» Президента США Франклина Рузвельта, который отстаивал необходимость государственного регулирования в экономике, консенсуса между теми, кто управляет, и теми, кем управляют; участия масс в принятии управленческих решений. Теоретиками неолиберализма считаются американские политологи Дж. Гэлбрейт - автор теории конвергенции двух общественно-политических систем и Д. Белл, который обосновал доктрину постиндустриального, или информационного, общества.

Одной из классических течений политической идеологии является консерватизм (от латинского conservare - сохранять, охранять). Консерватизм возник как реакция феодально-аристократической элиты на Французскую буржуазную революцию конца XVIII в., как апология феодальных ценностей и дворянских привилегий.

Сторонники консерватизма (кстати, этот термин впервые использовал французский писатель Ф. Шатобриан) выступили за приоритет преемственности перед инновациями, за признание нерушимости естественного состояния вещей, моральных принципов, что лежат в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм проявляется в двух основных формах: как апология традиционных порядков и как ностальгия по утраченным социальным статусом. Несмотря на разные формы, это течение имеет следующие основные черты: признание несовершенства человеческой природы и ограниченных возможностей человеческого ума; ориентация на общий морально-религиозный порядок; убеждение в неравенстве людей от природы; уважительное отношение к Конституции как к порядку, данного Богом; уверенность в необходимости господства закона и законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д. Сохранение прошлого (традиций, стабильности, авторитета, порядка в обществе, свободы и ответственности) способно снять все нынешние напряжение, а потому должно рассматриваться как моральный долг в отношении будущих поколений.

В Украине идеи консерватизма отстаивал В. Липинский, который доказывал необходимость для Украины именно монархического строя, обосновывал его правомерность. Политическим идеалом для Украины является наследственная монархия во главе с гетманом, в котором воплощается украинская национальная идея. Эту идею, по мнению В. Липинского, начат государственной деятельностью Богдана Хмельницкого.

Неоконсерватизм формируется как современное политическое течение, приспосабливает традиционные ценности консерватизма к реалиям постиндустриального общества и отстаивает: в политической сфере усиления элитарных тенденций в управлении государством, укрепление законности и порядка; в экономической сфере - освобождение частного капитала от чрезмерного государственного вмешательства; в социальной сфере - экономический реализм, сокращение социальных расходов. Неоконсерватизм синтезировал не только достижения традиционного консерватизма, но и гуманистические представления либерализма, социализма, других социально-политических учений. Современные неоконсерваторы ищут средний путь между деструктивностью необузданной рыночной стихии и неэффективной государственной регламентацией всех сфер общественной жизни.

Знания сущности и ведущих черт неоконсерватизма дает возможность лучше понять европейский и мировой политические процессы, проанализировать некоторые обще-цивилизационные закономерности развития современного общества и направления доконечних структурных изменений в нем.