НОВАЯ ИСТОРИЯ
Раннее новое время
(конец XV - первая половина XVII ст.)
Распространение реформационных идей в Европе
На
сторону Реформации переходят некоторые немецкие князья, заинтересованные в секуляризации
церковных владений. Католическое большинство в рейхстаге 1529 г. стала требовать
прекратить секуляризацию. Сторонники Лютера выразили протест, поэтому их и начали
называть протестантами.
Император
Священной Римской империи начал войну против протестантских князей и городов.
В 1555 г. был подписан Аугсбургский религиозный мир, признавший
равноправие католиков и лютеран. Князья получили право определять религию
своих подданных по формуле «Чья власть, того и вера». В результате в Германии
образовались две группировки немецких княжеств - католическое (земли Габсбургов,
Бавария, Франкенія, Эльзас) и протестантское (северо-германские княжества,
герцогство Пруссия, Саксония, Бранденбург, Брауншвейг, Вюртемберг).
Реформация
распространилась и на другие страны, достигнув особого развития в Швейцарии. В 1528 г.
Реформация победила в Берне и Базеле. Центр Реформации переместился в Женеву.
Здесь ее идеологом стал Жан Кальвин (1509-1564 гг.).
Кальвинистская
церковь строилась на республиканских началах. Во главе общины стояли
старейшины, которые избирались из богатых светских лиц и опытные проповедники.
От жителей города требовалось вести скромный образ жизни. Игроков в карты стали
выставлять у позорного столба с картами, привязанными к шее. Если женщина
приходила к церкви с завитыми волосами, ее сажали в тюрьму на несколько дней.
Кальвинизм стал общеевропейским движением и конфессией, нашел свое проявление и в
Франции, и в Польше, и американских колониях.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Кальвин
учил, что деятельное жизнь «во славу Божию» может восприниматься как признак наперед
избранности к вечному блаженству. Богатство духовное выше богатства земного. Бог
может его дать, а может забрать. Богач, охваченный пользой, теряет покровительство
Бога. Но Бог может испытывать и бедностью.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Реформационное
движение было неоднородным в социальном аспекте, в нем было два направления:
буржуазный и дворянский. Буржуазия под знаменем кальвинизма выступала против
абсолютизма и сохранение муниципальных привилегий.