История
Учебники по истории
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

НОВАЯ ИСТОРИЯ

Раннее новое время (конец XV - первая половина XVII ст.)

Распространение реформационных идей в Европе

 

На сторону Реформации переходят некоторые немецкие князья, заинтересованные в секуляризации церковных владений. Католическое большинство в рейхстаге 1529 г. стала требовать прекратить секуляризацию. Сторонники Лютера выразили протест, поэтому их и начали называть протестантами.

Император Священной Римской империи начал войну против протестантских князей и городов. В 1555 г. был подписан Аугсбургский религиозный мир, признавший равноправие католиков и лютеран. Князья получили право определять религию своих подданных по формуле «Чья власть, того и вера». В результате в Германии образовались две группировки немецких княжеств - католическое (земли Габсбургов, Бавария, Франкенія, Эльзас) и протестантское (северо-германские княжества, герцогство Пруссия, Саксония, Бранденбург, Брауншвейг, Вюртемберг).

Реформация распространилась и на другие страны, достигнув особого развития в Швейцарии. В 1528 г. Реформация победила в Берне и Базеле. Центр Реформации переместился в Женеву. Здесь ее идеологом стал Жан Кальвин (1509-1564 гг.).

Кальвинистская церковь строилась на республиканских началах. Во главе общины стояли старейшины, которые избирались из богатых светских лиц и опытные проповедники. От жителей города требовалось вести скромный образ жизни. Игроков в карты стали выставлять у позорного столба с картами, привязанными к шее. Если женщина приходила к церкви с завитыми волосами, ее сажали в тюрьму на несколько дней. Кальвинизм стал общеевропейским движением и конфессией, нашел свое проявление и в Франции, и в Польше, и американских колониях.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Кальвин учил, что деятельное жизнь «во славу Божию» может восприниматься как признак наперед избранности к вечному блаженству. Богатство духовное выше богатства земного. Бог может его дать, а может забрать. Богач, охваченный пользой, теряет покровительство Бога. Но Бог может испытывать и бедностью.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Реформационное движение было неоднородным в социальном аспекте, в нем было два направления: буржуазный и дворянский. Буржуазия под знаменем кальвинизма выступала против абсолютизма и сохранение муниципальных привилегий.