География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

УРОК 50. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ ЕВРАЗИИ

 

Учебная цель: углубить и систематизировать знания об истории открытий и исследований отдельных регионов материка, выдающихся исследователей и путешественников; совершенствовать практические умения характеризовать историю исследования материка, выделять этапы исследований; развивать умение работать с дополнительной литературой, отбирать главное, высказывать свое мнение.

Оборудование: физическая карта Евразии, портреты исследователей, иллюстративные (видео)материалы природы материка, энциклопедии, справочники.

Основные понятия: путешествие, экспедиция.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

1. Географическая разминка

Учитель показывает на карте географические объекты, характеризующие географическое положение материка.

2. Закончите предложения

• Большая часть Евразии расположена в... и. полушариях.

• Ближе к Евразии расположены материки:...

• Евразию омывают океаны:...

• Наиболее расчлененная береговая линия материка на:...

• На юге Евразии расположены крупнейшие полуострова:...

3. Вопрос

• Вспомните, какие государства существовали на территории Евразии с древних времен.

• Каких путешественников и исследователей Евразии вы знаете из курса географии 6 класса?

• Какие районы Евразии исследовали представители древних народов? Почему обмен накопленными географическими знаниями между различными государственными образованиями был затруднен?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Исследователи и путешественники, преодолевая множество опасностей и невзгод, трудностей и испытаний, пополняли, говоря современным языком, «базу данных» нашего материка. Имена многих первооткрывателей увековечены на географических картах. Написано множество научных трудов, составлено огромное количество карт. На службе современных картографов теперь космические исследования. Несмотря на это, отдельные районы нашего огромного материка остаются недостаточно изученными. Давайте больше узнаем о выдающихся личностях, которые своим трудом пополняли сокровищницу знаний о наш материк.

 

IV. Изучение нового материала

1. Расширение географических знаний о Евразию с античных времен и эпохи Средневековья Выступления учащихся с сообщениями

Греки и фінікіяни оставили первые записи о новые открытые земли. Греки хорошо ориентировались в Средиземноморье, плавали вдоль берегов Черного моря, открыли устье Дуная, Днестра, Днепра, где создавали свои колонии. Отец истории - Геродот, автор сочинений в 9 томах. В труде «Скифия» он дал подробное описание природы и населения украинского Поднестровья.

Военные походы Александра Македонского.

В средние века географические знания о материк пополнялись благодаря походам викингов, поморов, крестовым походам христиан-миссионеров в Палестину.

2. Исследования европейцев в Центральной и Восточной Азии

Путешествия итальянца Марко Поло (1271-1295 гг.) обогатили сведения о Индия, Китай, Индийский океан. Портуґальський мореплаватель Васко да Гама в 1497-1499 гг. впервые проложил морской путь из Европы в Индию. Арабский ученый и путешественник Ибн Баттута в начале XIV в. совершил путешествия в Турцию, на Балканский полуостров, побывал на юге Украины, в Центральной Азии, Индии, Индонезии, Китае.

В 1618-1619 гг. сибирский казак И. Петлін побывал в Монголии и Китае, нанес маршрут на карту, а увиденное изложил в книге, переведенной на английском, французском и других языках. В 1856-1857 гг. П. Семенов совершил путешествие на Тянь-Шань. Он собрал коллекции 1700 видов растений, образцы 300 видов горных пород. П. Семенов описал высотную поясность Тянь-Шаня, изучил 23 горных перевала, установил высоту снеговой линии, открыл современное горное оледенение, исследовал озеро Иссык-Куль, истоки реки Сырдарьи.

М. Пржевальский исследовал верховья крупных рек Хуанхэ и Янцзы, нанес на карту северные окраины Тибета, провел серьезные климатические наблюдения территории, собрал богатейшую ботаническую и зоологическую коллекции, разгадал тайну озера Лобнор. Академик В. Обручев прошел Сибирь и Среднюю Азию, Крым и Кавказ, Северный Китай и Центральную Азию. Исследованиями природы Центральной Азии занимались также В. Воейков, П. Козлов, М. Вавилов, Г. Ефремов, Е. Мурзаев.

3. Изучение северных районов Азии, Сибири, Дальнего Востока

Наибольший вклад в исследование северных областей Азии, куда раньше не проникали европейцы, внесли русские землепроходцы. В 1594 г. В. Баренц достиг острова Новая Земля; С. Дежньов проплыл вдоль северных побережий, исследовал долины рек Лена, Колыма и Індигірка, открыл пролив между Азией и Америкой (1633-1650 гг.). В 1697-1699 гг. сибирский казак В. Атласов путешествовал Камчаткой, достиг Северных Курильских островов и составил описание открытых земель.

I и II Камчатские экспедиции.

 

V. Закрепление изученного материала

1. Задача

Найдите на карте Евразии географические названия, связанные с именами первооткрывателей и исследователей.

2. Вопрос

• Какие районы Евразии исследовали представители древних народов? Почему с давних времен обмен накопленными географическими знаниями между различными государствами был затруднен?

• Какие события Средневековья способствовали расширению географических знаний о материк?

• Какие ученые сделали важнейшие открытия в Центральной Азии?

• Какое значение для развития географической науки имели открытия землепроходцев, Камчатских экспедиций?

• С какими известными путешественниками вы хотели бы совершить воображаемое путешествие? Чем заинтересовали вас их открытия?

• Почему в Евразии и в наши дни есть малоизученные районы?

 

VИ. Підсумок урока

 

VII. Домашнє задачи

• Проработать параграф...

• Используя карты атласа, нанести на контурную карту маршруты важнейших исследований Евразии.

• Используя текст параграфа, выполнить хронологическую последовательность развития географических знаний о Евразию.

• Составить кроссворд по теме «Исследование Евразии в разные времена».