РАЗДЕЛ IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ОХРАНА
ТЕМА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
УРОК 50. ИТОГОВЫЙ УРОК *
Тема. Итоговый урок по темам: «Геоэкологическая ситуация в Украине», «Использование и охрана природных условий и природных ресурсов».
Учебная цель: повторить, обобщить и систематизировать знания по изученным темам; проверить уровни усвоения учебного материала, владение умениями и навыками.
Тип урока: повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков.
ВАРИАНТ 1
Первый уровень (задания выполняются без атласа - 3 балла)
1. Территория вокруг ЧАЭС отнесена к территориям:
а) условно чистых;
б) загрязненных;
в) экологической катастрофы;
г) умеренно загрязненных.
2. Крупнейшим загрязнителем поверхностных и подземных вод из названных являются:
а) металлургические предприятия;
б) сельскохозяйственные предприятия;
в) учреждения рекреации;
г) предприятия легкой промышленности.
3. Самый высокий статус среди территорий природно-заповедного фонда имеют...
4. Техногенные подтопления земель характерны для территорий:
а) морских портов;
б) вокруг водохранилищ;
в) орошаемых земель;
г) вокруг городов.
5. К характеристикам оценки экологического состояния окружающей среды относится:
а) площадь территории;
б) уровень электромагнитного воздействия;
в) видовой состав естественной растительности на определенной территории;
г) количество природоохранных территорий.
6. Доля территории Украины, отнесена к природно-заповедного фонда, составляет около:
а) 10 %;
б) 5 %;
в) 2%;
г) 15 %.
Второй уровень (задания выполняются без атласа - 3 балла)
1. Сохранения и воспроизводства популяции определенного вида животных возможно в ... (типы природоохранных территорий).
2. Дайте определение понятия «мониторинг».
3. Найдите соответствие между природоохранными территориями Украины и их типами:
1) Черноморский
2) Украинский степной
3) Синевир
А. Заказник
Б. Биосферный заповедник
В. Природный заповедник
Г. Национальный природный парк
Третий уровень (3 балла)
1. Охарактеризуйте экологическую ситуацию в одной из областей Украины (по выбору) и основные направления природоохранных мероприятий в ней.
2. Составьте логические цепочки, отражающие негативное влияние транспорта на ПТК.
Четвертый уровень (одно задание по выбору - 3 балла)
1. Проанализируйте создание биосферного заповедника в дельте Дуная. Какие виды научно-исследовательской работы ведутся в нем (при ответе использовать изученную терминологию)?
2. Проанализируйте, как природные ресурсы нашей местности повлияли на особенности хозяйственной деятельности, а те, в свою очередь, на смену ПТК.
ВАРИАНТ 2
Первый уровень (задания выполняются без атласа - 3 балла)
1. К условно чистых территорий из названных относится:
а) Днепропетровска область;
б) Киев;
в) Керченский полуостров;
г) северо-запад Волыни.
2. Крупнейшим загрязнителем атмосферного воздуха из названных являются:
а) тепловые электростанции;
б) сельскохозяйственные предприятия;
в) учреждения рекреации;
г) предприятия пищевой промышленности.
3. Наименьшей единицей природно-заповедных объектов является ...
4. Избыточное орошение земель приводит к:
а) усиление ветровой эрозии;
б) образование оврагов;
в) засоление почв;
г) их заболачивание.
5. К негативных антропогенных факторов воздействия на окружающую среду относится:
а) суховей;
б) реакклиматизация растений;
в) распашка земель;
г) оврагообразованием.
6. Площадь заповедных территорий Украины составляет около:
а) 4,6 млн. га;
б) 2,8 млн. га;
в) 60,4 млн. га;
г) 22,0 млн. га.
Второй уровень (задания выполняются без атласа - 3 балла)
1. Отдельные виды хозяйственной деятельности возможны в ... (типы природоохранных территорий).
2. Дайте определение понятия «экологическая сеть».
3. Найдите соответствие между природоохранными территориями Украины и их видами:
1) Святые Горы
2) Аскания-Нова
3) Полесский
А. Заказник
Б. Биосферный заповедник
В. Природный заповедник
Г. Национальный природный парк
Третий уровень (3 балла)
1. Охарактеризуйте экологическую ситуацию в одной из областей Украины (по выбору) и основные направления природоохранных мероприятий в ней.
2. Составьте логические цепочки, что відобраають негативное влияние сельскохозяйственной деятельности на ПТК.
Четвертый уровень (одно задание по выбору - 3 балла)
1. Проанализируйте создание биосферного заповедника в Карпатах. Какие виды научно-исследовательской работы ведутся в нем (при ответе использовать изученную терминологию)?
2. Проанализируйте, как природные условия нашей местности повлияли на особенности хозяйственной деятельности, а те, в свою очередь, на смену ПТК.
_______________________________________________________
* Проводится на усмотрение учителя.
Уроки 51,52. Резерв. Повторение,обобщение тасистематизація изученного материала.