Тема 2. Инновационный менеджмент в
системе управления организацией
2.1. Сущность и задачи инновационного
менеджмента
«Инновационный менеджмент» -
самостоятельная отрасль управленческой науки и профессиональной деятельности, которая
направлена на формирование и обеспечение условий инновационного развития любой
организации.
Как наука и искусство управления,
инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего
менеджмента, среди которых определяющими являются законы и закономерности динамических
систем, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в
процессе управления этими системами.
Как вид деятельности и процесс
принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность
процедур, образующих общую схему управления инновационным процессом. Эта
совокупность состоит из соответствующих функций управления, каждая из которых
распадается на отдельные виды работы (этапы), связанные с многогранной
деятельностью предприятия и выполняются в соответствующей последовательности. Состав
функций и задач управления может быть регламентированным в зависимости от уровня
управляемой системы (экономика в целом, отрасль производства, корпорация, фирма или
отдельный инновационный проект) и условий ее функционирования.
Инновационный менеджмент как аппарат
управление инновациями предполагает создание определенной иерархической организационной
структуры, в состав которой входят специализированные подразделения управления,
руководители разных уровней, которые наделяются полномочиями на принятие и реализацию
соответствующих управленческих решений и несут ответственность за их результаты.
Инновационный менеджмент в общем
виде - это сложный механизм воздействия управляющей системы, которая создает для
инновационного процесса и инновационной деятельности благоприятные условия и возможности
для развития и достижения эффективного результата.
В условиях нашей страны, когда
происходит реформирование отношений собственности и стимулирование развития
предпринимательства, когда нововведения стали непременной составляющей всех структур, от
органов государственной власти до средних и малых предприятий, использование научных
методов инновационного управления становится важным фактором развития страны, ее
выживания, конкурентоспособности и коммерческого успеха любой организации
и на мировом уровне. Именно инновационный менеджмент как система управления,
предназначен для решения неудовлетворительных ситуаций при управлении изменениями,
ориентированных на развитие общества и удовлетворение его потребностей.
Как система управления инновационный
менеджмент состоит из двух звеньев или подсистем: управляющей подсистемы
(субъекта управления) и управляемой подсистемы (объекта управления). Субъектом
управление в инновационном менеджменте могут быть менеджеры и специалисты
разного уровня в зависимости от объекта управления. Объектом управления в
инновационном менеджменте могут быть инновационные процессы, инновационная
деятельность, инновации, экономические отношения между участниками рынка инноваций.
Связь субъекта управления с объектами происходит с помощью движения
информации. Это движение информации представляет собой сам процесс управления, т.е. процесс
разработки и осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления.
Механизм управляющего воздействия включает сбор, обработку и передачу необходимой
информации и принятия соответствующих решений.
Инновационному менеджменту, как и любой
другой системе присущи такие качества:
• взаимосвязь и взаимодействие всех
компонентов системы;
• целостность, согласованность и
синхронность во времени,
• согласованность с миссией и целями
организации;
• адаптивность, гибкость к изменениям
среды;
• автономность элементов
организационной структуры, функций управления;
• многофункциональность и
многоаспектность, что реализуется через способность к переналадки,
переориентации,
• обновление в соответствии с изменениями
среды.
Инновационный менеджмент - это
совокупность экономических, мотивационных, организационных и правовых средств,
методов и форм управления инновационной деятельностью конкретного объекта
управление с целью получения наиболее оптимальным путем экономических результатов
этой деятельности. Управление инновационной деятельностью предприятия предусматривает:
• разработка инновационных целей
развития;
• создание системы инновационных
стратегий;
• анализ внешней среды с
учетом неопределенности и риска;
• анализ инновационного потенциала
фирмы;
• оценку ситуации на рынке;
• поиск инновационных идей,
лицензий, ноу-хау;
• прогноз ситуации на рынке;
• формирование инновационного и
инвестиционного портфеля, разработка проектов;
• планирование и организацию
научных разработок, их внедрения в производство;
• совершенствование организационных
структур управления;
• управление персоналом;
• оценку эффективности инновационной
деятельности;
• процедуру принятия
управленческих решений;
• изучение рыночной конъюнктуры,
инновационной деятельности конкурентов;
• исследование рынка для новых
продуктов и технологий (емкость рынка, условия и эластичность спроса и др.);
• прогнозирование деятельности,
характера и стадий жизненного цикла новой продукции (на этом основании
принимаются решения о размерах производственных мощностей, объемы
капиталовложений);
• исследование ресурсов, необходимых
для проведения инновационных процессов;
• анализ рисков инноваций,
определение методов их минимизации;
• разработку вариантов кооперации в
научно-исследовательской сфере с конкурентом;
• выбор организационной формы
создания, освоения и размещения на рынке новых товаров (мониторинг
инновационного проекта, внутренний или внешний венчур);
• оценку эффективности
инвестиционного проекта;
• исследование целесообразности и
планирование самого вменяемого формы передачи технологии в процессе создания,
освоения, размещения на рынке (лицензии, трансферы, научно-техническое
сотрудничество).
Основными целями инновационного
менеджмента являются:
1) обеспечение долгосрочного
функционирования инновационного процесса на основе эффективной организации всех его
составляющих элементов и систем;
2) создание конкурентоспособной
инновационной продукции, технологий наиболее эффективным и оптимальным путем.
В соответствии с целями формируются
задачи инновационного менеджмента, основными из которых являются следующие:
• Разработка стратегической
инновационной политики и механизмов ее реализации.
• Формирование стратегических,
долго - и краткосрочных целей инновационной деятельности.
• Разработка планов, программ,
проектов и их выполнения.
• Создание организационно-производственной структуры
и структуры управления инновационной деятельностью.
• Планирование организации процессов
разработка инноваций (инновационного процесса).
• Наблюдение (контроль) за
выполнением этапов, стадий инновационного процесса во времени и синхронизацией всех
видов деятельности.
• Подбор и расстановка кадров,
создание творческой атмосферы и мотивации интеллектуального труда.
• Комплексное формирование и
использование инновационного потенциала предприятия.
• Организация и кооперация
инновационных программ, ускорения их разработки;
• Создание временных целевых
групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного
производства продукции.
• Наблюдение и оценка мировых
тенденций научно-технического развития.