ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Почему нужно изучать курс "История экономических учений"?
Некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого. По их мнению, эти теории и взгляды "обросли ракушками", потеряли значимость, поэтому на знакомство с ними не следует тратить время.
Тех, кто придерживается подобной, сугубо негативной мысли, сравнительно немного. Абсолютное большинство специалистов ее не разделяют.
Почему же экономисту полезно, а порой просто необходимо знакомиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, которые создавались и были распространены сто, двести и более лет назад?
Во-первых, история экономических учений представляет собой вроде бы ступени познания экономической науки. Знакомство с этой наукой помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.
Изучение истории экономической науки помогает проникнуть в лабораторию экономического мышления. Это своеобразный "стартовую площадку", вводный курс для овладения экономическим мировоззрением.
Во-вторых, знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов. Важно почувствовать последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.
В-третьих, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.
Как считают многие авторитетных ученых, основы наших современных представлений "сидят в прошлом". И эти представления и идеи прошлого не принадлежат только истории; они несут элементы наших сегодняшних и, нередко, завтрашних, будущих взглядов.
Мы обращаемся к концепциям, положениям, заключениям, а иногда до ошибок и ложных взглядов экономистов и политиков прошлого уже потому, что хотим глубже понять и осмыслить сегодняшние проблемы, освободиться от устаревшего и наносного, сохранить и использовать все полезное. Для этого недостаточно знакомиться с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, которые бы популярны они не были.
Экономические школы и теории так или иначе отражают сложность и противоречивость хозяйственной практики. Эти школы и теории развиваются, переживают периоды популярности, эволюции, трансформации. Вместе с тем современные экономические учения сами "выходят" из прошлого, органично сохраняя связь с "патриархами" экономической науки, порой очень прочный и, одновременно, противоречивый.